ДООП-секция-Шахматы

1

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………...2
1.1. Актуальность программы………………………………………………3
1.2. Объем программы………………………………………………………4
1.3. Режим занятий и формы обучения…………………………………….5
2. Цели и задачи программы……………………………………………………..5
3. Содержание программы……………………………………………………….6
3.1. Учебный план…………………………………………………………..9
4. Планируемые результаты…………………………………………………….2
5. Условия реализации программы…………………………………………..13
5.1. Материально-техническое обеспечение……………………………...13
5.2. Кадровое обеспечение………………….............................................13
6. Формы оценки результатов………………………………………………......14
7. Методические материалы................................................................................14
Приложение. Рабочая программа.

2

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа секции
«Шахматы», физкультурно-спортивной направленности составлена для детей
дошкольного возраста на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» и его
книги «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны».
Дополнительная
образовательная
программа
является
модифицированной
дополнительной образовательной программой социально - гуманитарной направленности.
Реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение
целостного процесса психического, физического и умственного развития личности
ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста
игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение.
Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в
Институте дошкольного воспитания АПН России, а также за рубежом, свидетельствуют о
том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего
развития у детей 4 -7 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Используемая в программе система дидактических заданий и игр опирается на
следующие дидактические принципы:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны.
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Принцип психологической комфортности создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом.
Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Принцип
творчества
процесс
обучения
сориентирован
на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов
направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами
шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость
в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за
них.
3

Уровень усвоения программы - базовый.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на
занятиях педагогом мультимедийного оборудования, дидактического материала
(карточки, задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности
обучающихся.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам
чемпионата мира - 2004г. сказано: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперѐд. А главное - воспитывают
характер».
1.1. Актуальность программы
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее
время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий,
огромное значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в большом
объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень
большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Установлено, что возможности дошкольного возраста огромны и задействованы
лишь в очень малой степени, однако, их рациональное использование представляет очень
сложную задачу (Л.А.Венгер).
Исследования ученых доказывают, что для значительного числа детей, приходящих
в школу, характерна возрастная несформированность школьнозначимых функций:
организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи. Установлено, что
значительная часть детей не может эффективно освоить программу начальной школы,
если с ними до этого целенаправленно не занимались (М.М.Безруких).
Но известно, что нельзя форсировать развитие дошкольников, используя школьные
методы обучения, так как это негативно отражается на их психическом, физическом
здоровье и развитии (В.Т.Кудрявцев).
Игнорирование этого обстоятельства привело к тому, что в настоящее время не
более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми
(Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Н.А.Короткова, М.А.Рунова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон).
Специалисты считают, что следует не ускорять развитие дошкольников, а
обогащать его, используя ведущую в этом возрасте игровую деятельность
(А.В.Запорожец). И использовать для этой цели не только сюжетно-ролевую игру, но и
игру с правилами (Е.Е.Кравцова).
Доказано, что игры с правилами дети начинают осваивать обычно с возраста
четырех лет, а в жизни детей старшего дошкольного возраста эти игры занимают особое
место (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко). Для передачи социального опыта дошкольникам
важнейшую роль играет особая разновидность игр с правилами – дидактические игры,
специально создаваемые в учебных целях, достигаемых на основе взаимодействия
игровой и дидактической задач.

4

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских
регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
На наш взгляд, шахматы представляют не меньшую ценность для дошкольного
образования, в связи с той важной ролью, которую они могут сыграть в процессе
интериоризации. Речь идет не об игре в шахматы как таковой, где способность
действовать "в уме" складывается стихийно, а о разработке системы дидактических
шахматных заданий, предназначенной для развития отмеченной способности.
При этом под шахматными заданиями подразумеваются задания с использованием
шахматного материала, что позволяет задействовать развивающий потенциал также
многих других интеллектуальных игр. Эти задания предусматривают применение в
процессе обучения шахматам как шахматных правил (ходы фигур, достижение мата), так
и правил игры в шашки (игра на уничтожение, запирание, многоходовое взятие), игр
лабиринтного типа ("многократный" ход), игры "гусек" (кто быстрее дойдет до
контрольного поля) и других игр.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и
заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится
перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно
использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень
диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список
методической литературы для учителя.
Программа "Шахматы" разработана на основе методики Игоря Георгиевича Сухина
и его книги "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны".
Первый в мировой практике учебник шахматной игры, написанный специально для
детского сада и начальной общеобразовательной школы.
Учебник содержит самый элементарный шахматный материал, который
закрепляется большим количеством уникальных дидактических игр и заданий.
К данному учебнику разработано и издано методическое пособие для учителя
(и родителей) «Шахматы: первый год, или Учусь и учу», а также хрестоматия «От сказки
к шахматам».
1.2.

Объем программы.

Срок реализации программы четыре года.
Программа кружка «Шахматы» предназначена для занятий с детьми 2- 7 лет.
Первый год обучения: 40 часов, 1 раз в неделю по 1 минут.
Второй год обучения: 40 часов, 1 раз в неделю по 15 минут.
Третий год обучения: 40 часов, 1 раз в неделю по 20 минут.
Четвертый год обучения: 40 часов, 1 раз в неделю по 25 минут.
5

Пятый год обучения: 40 часов, 1 раз в неделю по 30 минут.
(Имеется виду один академический час – это в группе раннего возраста - 10 мин, в
младшей группе - 15 мин., в средней группе - 20 мин., старшей группе 25 мин., в
подготовительной к школе группе -30 мин.)
Учебный курс включает в себя девять тем. На каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом
этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать
выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
1.3. Режим занятий и формы обучения.
Формы организации детей: групповая, работа в парах, индивидуальная,
индивидуально-групповая.
Формы и виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, комбинаций и
этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия,
шахматные игры, шахматные дидактические игры, турнир, соревнование, праздник.
На занятиях используются доступные задания по каждой теме для каждой
возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи
четырехлетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям семи
лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
2.

Цели и задачи программы.

Цель программы секции «Шахматы» та же, что и курса И.Г. Сухина - развитие у
детей фундаментальной способности действовать «в уме». Способность действовать «в
уме» (СДУ) – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из
важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к
одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой
нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
Прямая задача, которую решает программа секции «Шахматы», обеспечивает
поэтапное развитие у детей способности действовать «в уме». Две косвенные задачи
позволяют привить детям интерес к шахматам и создать у ребенка добротную элементную
базу, основу дальнейшего совершенствования у тех ребят, которые решать продолжить
обучение шахматам дальше.

3.

Содержание программы.

6

Специально разработанная система постепенно усложняющихся дидактических
шахматных заданий, которая позволит достичь более высокого этапа развития
способности действовать "в уме" у дошкольников. И в результате будет возможен перенос
этой способности на другой материал.
I.
Шахматная доска (3 ч) Ведение. Организационное занятие.
Теория.
Знакомство с детьми, кабинетом шахмат, с напольными шахматами в фойе.
Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ Знакомство с историей возникновения
шахмат.
Теория. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные
поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Понятие «шахматная
доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами.
Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная
диаграмма».
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Составь доску». Из квадратиков составить шахматную доску.
«Нарисуй диаграмму» - рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали
и диагонали.
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина
«Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132
II.
Шахматные фигуры (1ч.)
Теория. Знакомство с названиями шахматных фигур. Чтение и инсценировка
дидактической сказки «Шахматный теремок».
Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В мешочке прячутся все шахматные фигуры, каждый из
учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться,
что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют
все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия
этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать,
какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи
друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
7

«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по
одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Все фигуры
расставляются по росту.
III.

Начальная расстановка фигур (1ч.)

Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из
фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении,
например, «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
IV.

Ходы и взятие фигур (22 ч.)

Основная тема учебного курса.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение.
Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество.
Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.
Взятие на проходе. Превращение пешки. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных
фигур (К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат
начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем
черных фигур.
8

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на
уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая
фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит
ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
V.

Цель шахматной партии (6 ч.)

Теория.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование
одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат
в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход».
Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить:
можно рокировать или нет.
VI.

Игра всеми фигурами из начального положения (2 ч.)

Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как
начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.

9

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя
своими ходами подряд.
VII.
Итог.
Практика
Шахматный праздник (Музыкальный зал детского сада.)
Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по
ролям сказок из книги "Приключения в Шахматной стране". Хотя при этом остается
меньше времени на проведение дидактических игр, многие педагоги выбирают именно
этот путь. Для них рекомендуется на 1-м занятии прочесть детям сказку "Шахматная
беседка", на 2-м занятии – главу "Линии", на 3-м – "Диагональ", на 4-м – "Чудесные
фигуры", на 5-м – "Ворота Каиссии", на 6-м – "Я – Ладья", на 8-м – "Этот слон совсем на
слона не похож", на 11-м – "В гостях у Ферзя", на 14-м – "Кони черные и белые", на 17-м –
"Детский сад "Чудесная Пешка", на 20-м – "Куда идет Король?", на 22-м – "Коверсамолет", на 24-м – "Мат и пат", на 26-м – "До свидания, Шахматная страна".
Можно использовать на занятиях и журнальный вариант "Приключений в
Шахматной
стране"
(Мурзилка.
–
1993.
–
№
6–10;
1994.
–
№ 1–4, хотя в нем сделаны большие сокращения. С первыми тремя главами этой книги
можно также познакомиться в газете "Начальная школа" (1994. – № 13. – С. 6).
По возможности следует организовывать для детей представления кукольного или
теневого театра, самодеятельные концерты шахматной тематики, демонстрацию
шахматных диафильмов, а также диафильмов, мультфильмов и кинофильмов
с шахматными фрагментами, прослушивание шахматных сказок, стихотворений,
рассказов.
3.1.
№

1

2
3
4
5

Учебный план.

Учебно – тематический план «ШАХМАТЫ, РАННИЙ ВОЗРАСТ»
Общее
Перечень разделов и
В том числе:
тем
количество
учебных
теоретические
практические
занятий
Шахматная доска.
Введение.
1
1
Организационное
занятие.
Шахматные сказки
8
8
Дидактические игры
12
5
7
Шахматные фигуры
18
6
12
Итог. Шахматный
праздник.
1
1
Итого часов:

40

16

24
10

Учебно – тематический план «ШАХМАТЫ, МЛАДШАЯ ГРУППА»
№

1

2
3
4
5

Перечень разделов и
тем

Общее
количество
учебных
занятий

Шахматная доска.
Введение.
Организационное
занятие.
Шахматные сказки
Дидактические игры
Шахматные фигуры
Итог. Шахматный
праздник.
Итого часов:

40

В том числе:
теоретические

практические

4

2

2

2
15
18

2
5
6

10
12

1

-

1

16

24

Учебно – тематический план «ШАХМАТЫ, СРЕДНЯЯ ГРУППА»
№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Перечень разделов и
тем

Шахматная доска.
Введение.
Организационное
занятие.
Шахматные сказки
Шахматная фигура
Ладья. Ходы
Шахматная фигура
Слон. Ходы
Шахматная фигура
Ферзь. Ходы
Шахматная фигура
Король. Ходы
Шахматная фигура
Пешка. Ходы
Шахматная фигура
Конь. Ходы
Дидактические игры
Итог. Шахматный
праздник.
Итого часов:

Общее
количество
учебных
занятий

В том числе:
теоретические

практические

4

2

2

4

4

-

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

2

2

4

1

3

7
1

3
-

4
1

40

16

24

Учебно – тематический план «ШАХМАТЫ, СТАРШАЯ ГРУППА»
11

№

1

2
3
4
5
6
7
8

9

№

Перечень разделов и
тем

Общее
количество
учебных
занятий

Шахматная доска.
Введение.
Организационное
занятие.
Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур
Игры и задачи
Шахматные сказки
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной
партии
Игра со всеми
фигурами из
начального
положения
Итог. Шахматный
праздник.
Итого часов:

В том числе:
теоретические

практические

4

1

3

2
2
13
2
4
8

1
1
5
2
2
4

1
1
8
2
4

4

-

4

1

-

1

40

16

24

Учебно-тематический план «ШАХМАТЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ГРУППА»
Общее
Перечень разделов и тем
В том числе:
количество
учебных
теоретические
практические
занятий

История шахмат. Введение.
Организационное занятие.
2
Повторение. Шахматная
нотация.
3 Логические задачи
4
Сложные ходы фигур.
5
Матовые ситуации. Мат
одинокому Королю.
6
Защита и нападение на
фигуры.
7
Основные правила игры в
дебюте.
8
Игра из начального
положения.
9
Итог. Шахматный
праздник.
Итого часов:
4. Планируемые результаты.
1

1

1

-

3

1

2

10
7
6

5
3
3

5
4
3

5

2

3

3

1

3

4

-

4

1

-

1

40

16

24
12

К концу первого учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

решать элементарные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются
организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

5. Условия реализации программы.
5.1.Материально-техническое обеспечение.
Необходимо наличие просторного, хорошо проветриваемого и освещенного
помещения, имеющего 2 зоны: рабочую и игровую. Первая должна включать шахматная
доска (стационарная и переносная), шахматы - 15 штук, столы и стулья по количеству и
возрасту детей, демонстрационную доску, шкаф для хранения пособий, стенды; вторая –
зону для сюжетно-ролевых игр, а также подвижных игр малой и средней подвижности.
Необходимо иметь игрушки животных, мягкие игрушки, кубики, видео и аудиоматериал,
тематические постеры, раздаточный материал по изучаемым темам. Для воспроизведения
–аудио и –видео записей необходимо иметь также: ноутбук, колонки, экран,
видеопроектор.
5.2. Кадровое обеспечение.
Варченко Юлия Михайловна, педагог дополнительного образования.
6. Формы оценки результатов.
Критерии уровней развития детей второй год обучения:
Высокий (2 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,
истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
Имеет понятие о приѐмах взятия фигур. У ребѐнка развита познавательная активность,
логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая
13

моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать
правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
Средний (1 балл): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,
истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и
диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше»,
«меньше».
Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не
называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение
шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной
нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Критерии уровней развития детей третий год обучения.
Высокий (2 балла): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».
Умеет пользоваться тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет
шахматные фигуры.
Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов.
Имеет понятие о приѐмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко
и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное
восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка»,
«шах» и «мат». Умеет читать шахматную нотацию.
Средний (1 балл): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в
клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных
фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не
называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год
(вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и
через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить
успехи дошкольников на каждом этапе обучения и спланировать педагогу маршрут
педагогического взаимодействия.

14

7. Методические материалы.
Дидактические шахматные сказки
1.
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь
и учу: Пособие для учителя. 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – стр. 8.
2.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Презентация – сказка.
3.
Сухин И. Оля, Добрыня и Шахматы//Сухин И. Презентация – сказка.
4.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. //Сухин И.
Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. 3-е изд. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2015. – стр. 6.
5.
Сказка про Шаха и про шахматы // В. Костров, Д. Давлетов. Шахматный
учебник для детей и родителей. Часть 1. – стр.7.
6.
Сухин И. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в Шахматной
стране. – М.: Педагогика, 1991.
Перечень фильмов
1.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. –
М.: Диафильм, 1990.
2.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.:
Диафильм, 1992.
Мультфильмы о шахматах
1.
«Учимся, играя в шахматы». Шахматный мультфильм создан по программе
спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения автор: Губатенко Н.Ю
2.
«Приключения Стремянки и макаронины»
•
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
1.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
2.
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
3.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
4.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
5.
Пермяк Е. Вечный Король.
6.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
7.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
8.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
•
Стихотворения о шахматах и шахматистах
1.
Берестов В. В шахматном павильоне.
2.
Берестов В. Игра.
3.
Ильин Е. Приключения Пешки.
4.
Ильин Е. Средневековая легенда.
5.
Никитин В. Чья армия сильней?
6.
Сухин И. Волшебная игра.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
1.
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ"
(материал – плотная бумага, ватман, картон).
2.
Шахматные пирамидки.
3.
Разрезные шахматные картинки.
4.
Шахматное лото.
5.
Шахматное домино.
6.
Кубики с картинками шахматных фигур.
7.
Темные и светлые кубики (из них дети могут собирать горизонталь,
вертикаль, диагональ).
15

8.

Дидактическая настольная шахматная игра "Вопросы маленькой пешечки»

Список литературы для реализации программы.
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей
шахматной игре
1.
Сухин И. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой
самоучитель для детей. – М.: Издательство АСТ, 2018.
2.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991 (в
электр. виде.).
3.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Издательство, АСТ, 2018.
4.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. Часть 1 – 6-е изд. - Обнинск:
Духовное возрождение, 2017.
5.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. Часть 2 – 6-е изд. - Обнинск:
Духовное возрождение, 2017.
6.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. 3-е
изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
7.
Сухин И. Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения:
учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2019.
8.
Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам. Дошкольный
шахматный учебник. М.: Издательство: RUSSIAN CHESS HOUSE, 2008 (в электр. виде.).
Художественная литература для детей по шахматной тематике
9.
Булычев К. Сто лет тому вперед.
10.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
11.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
12.
Раскатов М. Пропавшая буква.
13.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
14.
Сухин И. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
15.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
16.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».