ДООП кружок Мультстудия

1

Содержание

1. Пояснительная записка................................................................... .........2
1.1. Актуальность программы..............................................................2
1.2. Объем программы....................................................................... . .3
1.3. Режим занятий и формы обучения................................................4
2. Цели и задачи программы………………………………………..............5
3. Содержание программы.............................................................................6
3.1. Учебный план……………………………………............................6
3.2. Содержание учебного плана……………………………………....10
4. Планируемые результаты....................................................................... 25
5. Условия реализации программы.............................................................27
5.1. Материально-техническое обеспечение........................................27
5.2. Информационное обеспечение………………………………..….28
5.3. Кадровое обеспечение………………….........................................28
5.4. Методические материалы…………………...................................28
6. Формы оценки результатов....................................................................29
7. Список литературы для реализации программы………………….......31

2

1.Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа кружок Мультстудия" имеет художественную и техническую
направленности.
Программа направлена на развитие интереса к творчеству, актерскому мастерству,
художественной деятельности и к инженерно-техническим и информационным технологиям,
формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технологического
творчества. Занимаясь по программе, осваивают программное обеспечение по созданию
медийных продуктов и интеграции их в повседневную жизнь. Сиреневая мультстудия Kids
Animation Desk 2.0

1.1.

Актуальность программы

Современные условия диктуют новые требования к человеку: сегодня
востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, умеющие
применять в своей повседневной действительности компьютерные технологии.
Такую личность надо формировать с малых лет. Процесс создания анимации и
представляет собой совокупность различных видов деятельности: познавательной,
исследовательской, художественной деятельности, литературное творчество,
техническое творчество. Создание анимационного фильма - это групповое,
командное творчество. Общение в группе помогает ребенку социализироваться.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя
в учебе, творчестве, в общении с другими.
Программа
направлена
на
развитие
познавательной
активности,
коммуникативных умений, исследовательских, прикладных, конструкторских
способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности детей 2 - 7 лет.
Ключевой научной идеей выступает создание авторского мультфильма, который
может стать современным мультимедийным средством обобщения и предъявления
материалов детского исследования.
Отличительные особенности программы.
Программы, существующие в области мультипликации, чаще всего имеют
узкоспециализированную направленность. Разработчик данной программы объединил в одну
дополнительную общеразвивающую программу несколько методов и техник реализации
анимационных фильмов (как материальных: перекладная, пластилиновая, песочная, так и
нематериальных: компьютерная 2d анимация), для составления более полного представления
о специфике мультипликации в разных сферах её применения. Данная программа направлена
на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности, научить
детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать
сценический образ. Это обеспечивает вариативность и позволяет обучающимся
познакомиться с разнообразием техник, определиться с выбором направления для будущего
профессионального развития. Во время прохождения данной программы развивается
воображение, навыки рисунка и работы с пластическими материалами, что позволяет
создавать более сложные и интересные синтетические произведения в результате.
Практическая значимость

3

В результате освоения программы обучающиеся научатся создавать
мультфильмы в предложенных педагогом техниках; осуществлять контроль:
находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к
творческому продукту сверстника.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся
под руководством педагога смогут не только создавать анимационный фильм, следуя
предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя исследования и
изобретательство, узнавать новое об окружающем их мире.
Адресат: программа кружок Мультстудия" предназначена для занятий с
детьми 2 – 7 (8) лет.
Особенности развития детей от 3 до 4 лет
В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «Я сам».
Ребёнок хочет стать как взрослый, но, понятно, быть им не может. Отделение себя от
взрослого - характерная черта кризиса 3 лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста
характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность
к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок
способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника,
помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства
неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со
взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и
поступки ситуативные, последствия их ребёнок не представляет, ребенку свойственно
ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление
ребёнка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый может провоцировать
небезопасные способы поведения.
В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками
ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка
характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром
открыто высказать негативную оценку (Ты не умеешь играть). Однако ему всё ещё нужны
поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми
является индивидуальное общение. Главным средством общения со взрослыми и
сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов,
обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает
грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу,
времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет
отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в
двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в
речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения.
Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи,
понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес
к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми
произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью
взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с
удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих
вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный
текст. Ребёнок начинает читать сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова,
фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и
4

синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств
при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и
др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства
предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Он
может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании
звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и
избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной
деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Особенности развития детей от 4 до 5 лет
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у
них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя
вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил,
со словами так не поступают, так нельзя и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания
взрослого здороваются и прощаются, говорят спасибо и пожалуйста, не перебивают
взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе
убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не
менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на
то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии
наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о
том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют
несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном
и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Таким образом, поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 34 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или
сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и
предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до
пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин, в
отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более
избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по
играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко
проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится
к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики
персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком
общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети
всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на
своём.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально
откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и
изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные
эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального
произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке,
разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях,
связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не
только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо
говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной
выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям
запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Особенности интеллектуального развития детей 5-7 лет:

5

•
опосредованность
установления
некоторых
отношений
между
предметами, основанная на обобщении своего прежнего опыта;
•
наметившийся процесс упорядочивания информации (имеющейся и
поступающей), протекающий на основе совершенствования психических процессов;
•
растущая результативность познавательных процессов: способность к
произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению, к плановому
восприятию предметов и
•
явлений, к целенаправленному решению поставленных познавательных и
практических задач;
•
начинающийся процесс формирования сопоставления воспринимаемой
действительности с объяснением, оценкой указаний взрослых и сверстников;
•
элементность адекватной самооценки, характеризующая уровень
сознания ребенка;
•
период развития знакового опосредования;
•
возросшая познавательная активность: направленный, стойкий интерес к
отдельному бъекту или явлению, стремление к получению знаний;
•
усвоение основных грамматических категорий и их синтаксических
выражений;
•
проявление дифференцированного отбора языковых средств в
высказываниях в зависимости от ситуации и участников общения;
•
появление
и
дальнейшее
совершенствование
внеситуативнопознавательной формы общения со взрослыми и сверстниками;
•
элементы самостоятельности в интеллектуально-игровой деятельности;
•
возникновение мотива демонстрации своих знаний, осведомленности;
•
установление причинно-следственных связей.
Уровень программы: базовый.
1.2. Объем программы
Программа рассчитана на 5 лет обучения детей, с режимом проведения занятий один раз в
неделю.
Периоды обучения:
1 год обучения – группа раннего возраста (2-3 года): 40 занятий
2 год обучения – младшая группа (3-4 года): 40 занятий
3 год обучения – средняя группа (4-5 лет): 40 занятий
4 год обучения старшая группа (5-6 лет): 40 (часов) занятий .
5 год обучения подготовительная к школе группа (6-7(8) лет): 40 (часов) занятий .
Общий объем программы составляет 200 часов.
1.3. Режим занятий и формы обучения
Основной формой обучения детей является занятие. Занятия проводятся с одной подгруппой
детей в 10 -15 человек в специально оборудованном кабинете один раз в неделю.

6

Длительность занятий:
2-3 года: (группа раннего возраста) 10 минут
3-4 года: (младшая группа) 15 минут.
4-5лет: (средняя группа): 20 минут.
5-6лет: (старшая группа): 25 минут.
6-7лет: (подготовительная группа): 30 минут.
Формы проведения занятий
С детьми 2-3 года игровое занятие.
Методы работы, включают в себя:
 Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
 Игры драматизации.
 Упражнения эмоционального развития детей.
 Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
 Задания для развития речевой интонационной выразительности.
 Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные
 упражнения.
 Упражнения на развитие детской пластики.
 Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
 Упражнения на развитие выразительной мимики.
 Беседы, чтение рассказов.
 Упражнения по этике во время драматизаций.
 Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
 художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
 освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и
дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
 самостоятельная творческая деятельность.
3-7 лет.
Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях учащиеся
занимаются изучением теоретических аспектов создания программирования и создания
игр.
- Практическое занятие – на таком занятии учащиеся:

придумывают сюжеты,
- Занятие «Творческий поиск» - на таком занятии проходит коллективное
обсуждение
замысла проекта, придумывание сюжета, разработка персонажей или проработка
ролей,
особенностей логики игры.
- Занятие за компьютером - на таком занятии дети занимаются изучением новых
программ для создания растровой, векторной графи6 программ для создания игр и
решением
возникших проблем.

7

- Показ – открытый (для всех) или закрытый (только для учащихся) показ
проектов.
Создание мультфильмов выполняется в разных техниках:
-Перекладка (рисуем персонажей на бумаге и вырезаем, двигаем вырезанные картинки)
хорошо подходит для тех, кто любит рисовать.
-Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина), хорошо подходит для тех, кто
любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как предметная анимация)
-техника близка к кукольной анимации.
-Предметная анимация (используем готовые игрушки: объемные поделки детей (оригами,
конструкторы «Лего», машинки, паровозики, зверюшки и человечки и т.д.)), что позволяет
оживить любимые игрушки.
-Смешанные (используются в одном произведении несколько техник).
Создание мультипликационных фильмов состоит из следующих этапов.
Литературный этап:
1. Подбор литературного материала или составление истории, сюжета (используется
авторское произведение: стихотворение, сказка, или самостоятельно сочиненное).
2. Разработка сценария (обсуждение с детьми, что может делать персонаж, где он в это время
находится, что его окружает и выбор наиболее интересного варианта решения
происходящего).
Режиссерский этап:
1. Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к
определенному сюжету).
2. Распределение ролей и обязанностей.
Изобразительный этап:
1.Определение изобразительных техник (выбираются техники исполнения (традиционные и
нетрадиционные) для героев и декораций).
2. Изготовление героев, декораций.
Съемочный этап:
1. Съемка по эпизодам мультфильма (передвижение и взаимодействие персонажей детьми;
фиксация воспитателем).
2.Звуковое оформление (проявление детьми актѐрских способностей: выразительное чтение
текста).
3. Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов).
4. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом.
Отснятые снимки размещаются, в программе для верстки, и монтируется фильм.
Структура занятий:
1. Зарядка-разминка
2. Обсуждение предстоящего задания (сюжета, героев, используемых материалов,
высказывания своих мыслей, своего мнения)
3. Деятельность по созданию мультфильма (игры и упражнения по теме занятия)
4. Рефлексия
Формы подведения результатов:
Беседа, открытое занятие, праздники, участие в технических конкурсах, фестивалях.
2. Цели и задачи программы
Цель: формирование

познавательных,

8

исследовательских,

творческих

и

коммуникативных способностей через совместные проекты, обобщение опыта и по
результатам создание авторских мультфильмов. Непосредственно создание
мультфильма не является целью программы.
Задачи:
Образовательные:

 способствовать проведению исследований и экспериментов;
 обучать навыкам фото и видеосъёмки, монтажа, озвучивания фильма;
 способствовать

овладению
начальных
навыков
работы
сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом;

 сформировать

систему знаний, умений,
использованию компьютерных программы

навыков

по

 познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный,
детский,театр зверей и др.).

 Развивающие:
 развить внимание

и

наблюдательность

через

восприятие

и

анализ фильмов;

 развить

творческое
воображение
и
фантазию,
композиционное мышление, художественный вкус;

 развить эмоциональность, артистичность;
 развить у детей интерес к театрально – игровой деятельности

и навыки

коммуникативных способностей.
Воспитательные:

 создать у детей положительный настрой на занятиях в творческом объединении,
вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и
умениями;

 воспитать волевые качества, концентрацию внимания;
 воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Принципы построения программы
Программа кружка «Мультстудия"» построена на принципах развивающего обучения и
направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать
собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на
совершенствовании речи дошкольников,
их мышления, творческих способностей.
Приоритет
в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому
воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической
деятельности педагога и детей. Реализация программы направлена прежде всего на
обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных
возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение
программных задач.

9

3.Содержание программы
Программа рассчитана на 5 лет обучения и имеет структуру модулей. Сама идея модулей
может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по
содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения. При
внедрении модульной технологии в практику предполагается конструирование учебного
материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной цели;
· представление учебного материала законченным блоком;
· интегрирование различных видов и форм обучения.
Рабочая программа состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности
составляют содержание обучения для определенного уровня. При реализации каждого
модуля учтены возрастные особенности и содержание направлений развития и образования
детей дошкольного возраста.
3.1. Учебный план
Модуль

"Мы в
театре"

1-й год
обучения
Дети 2-3 лет
Теор Практи
ия/
ка/
занят заняти
ия
я
4
12

2-й год
обучения
Дети 3-4 лет
Теор Практи
ия/
ка/
занят заняти
ия
я
3
13

3-й год
обучения
Дети 4-5 лет
Теор Практи
ия/
ка/
занят заняти
ия
я
3
3

4-й год
обучения
Дети 5-6 лет
Теор Практи
ия/
ка/
занят заняти
ия
я
4
4

5-й год
обучения
Дети 6-7 лет
Теор Практи
ия/
ка/
занят заняти
ия
я
4
4

«Мастерств
о актера»

4

10

3

13

3

15

10

10

10

10

«Веселые
потешки»

6

20

7

23

0

0

0

0

0

0

"Мульт
мастерская"
«Волшебная
сказка»
(инсцениров
ание сказки)

0

0

0

0

4

12

10

10

10

10

6

18

5

13

6

14

6

6

6

6

"Внимание..
. мотор!"
Итого

0

0

0

0

10

10

10

10

10

10

20

60

18

62

26

54

40

40

40

40

Всего

80

80

80

10

80

80

3.1.Учебный план на 1-й год обучения
№
п.п.

Название
раздела, темы

Количество часов
Формы
контроля/аттестации
Всего Теория Практи
ка
26
4
12
Беседа, инструктаж

1.

«Мы в театре ...»

2.

«Мастерство актера»

14

4

10

3.

«Веселые потешки»

26

6

20

4.

«Волшебная сказка»
(инсценирование сказки)

24

6

18

ИТОГО

80

Мониторинг
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

Учебный план на 2-й год обучения
№
Название
Количество часов
Формы
п.п.
раздела, темы
контроля/аттестации
Всего Теория Практи
ка
1.
16
3
13
Беседа, инструктаж
«Мы в театре ...»
2.

«Мастерство актера»

16

3

13

3.

«Веселые потешки»

30

7

23

4.

«Волшебная сказка»
(инсценирование сказки)

18

5

13

Итого

80

18

62

Учебный план на 3-й год обучения

11

Мониторинг
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

№
п.п.

Название
раздела, темы

Количество часов
Формы
контроля/аттестации
Всего Теория Практи
ка
6
3
3
Беседа, инструктаж

1.

«Мы в театре ...»

2.

«Мастерство актера»

18

3

15

3.
4.

"Мульт мастерская"
«Волшебная сказка»
(инсценирование сказки)

16
20

4
6

12
14

5.

"Внимание... мотор!"

20

10

10

Мониторинг
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

Учебный план на 4-й год обучения

№
п.п.

Название
раздела, темы

Количество часов
Формы
контроля/аттестации
Всего Теория Практи
ка
8
4
4
Беседа, инструктаж

1.

«Мы в театре ...»

2.

«Мастерство актера»

20

10

10

3.
4.

"Мульт мастерская"
«Волшебная сказка»
(инсценирование сказки)

20
12

10
6

10
6

5.

"Внимание... мотор!"

20

10

10

№

Учебный план на 5-й год обучения
Название
Количество часов

12

Мониторинг
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

Формы

п.п.

раздела, темы

Всего

Теория
4

Практи
ка

Беседа, инструктаж

1.

«Мы в театре ...»

8

2.

«Мастерство актера»

20

10

10

3.
4.

"Мульт мастерская"
«Волшебная сказка»
(инсценирование сказки)

20
12

10
6

10
6

5.

"Внимание... мотор!"

20

10

10

4

3.2. Содержание учебного плана на 1-й год (2-3 года) обучения:
«Мы в театре ...»
1. Вводное занятие Знакомство с куклами и театральной студией
2. «В гостях у сказки «Маша и медведь»
3. «Колыбельная для Миши»
4. «Зайкины потешки»
5. «Мамины помощники»
«Мастерство актера»
6. «Катины потешки»
7. «Веселые прибаутки»
8. «Хрюша и Каркуша в гостях у малышей»
9. «Сказка «Репка»
10. «Лесные истории»
11. «Мы сегодня гости»
12. «Играем, зайку развлекаем»
13. «Маша-помощница»
14. «Калейдоскоп настроений»
10. «Петушок наш не поет».
15. «Мы шагаем по сугробам»
16. Капризный бычок»
«Веселые потешки»
17. «Котик серенький бежал»
18. «Сынок, не плачь»
№ 19. «У неряхи-растеряхи»
№ 20. «Куколка»
№ 21. «Петушок-золотой гребешок»
№ 22. «Летели кукушки», «Зайчишка-трусишка»
№ 23. «Маша обедает»
№ 24. «Бабушкины забавушки»
13

контроля/аттестации

Мониторинг
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практических заданий.

№ 25. Зайчишка-трусишка
№ 26. «Ох, ох, что за гром?»
№ 27. «Умываемся»
№ 28. «Девочки и мальчики»
№ 29. «Ах, не плач, не плач»
№ 30. «Вышла курочка гулять»
«Волшебная сказка» (инсценирование сказки)
«Козлятушки серый волк»
«Под грибком»
«Заюшкина избушка»
Игра-драматизация « Репка».
«Машенька и рукавичка».
«Кто сказал мяу?».
Педагогическая диагностика
Содержание учебного плана на 2-й год (3-4 года) обучения:
«Мы в театре ...»
1. Вводное занятие
2. «Что такое театр»
3. Мимика. Игра «Подбери маску»
4. Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина»
5. Жесты. Этюды на выразительность жеста
6. Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка»
7. «Веселый оркестр»
8. «Путешествие в сказку теремок»
9. Волшебники театра: художник, музыканты (оркестр), игры»В мастерской художника»,
«Оркестр»
«Кукляндия»
10. Введение в кукловедение. Показ воспитателем кукольного спектакля.
11. Театр кукол на гапите. Этюдный тренаж с куклами на гапите
12. «Два жадных медвежонка», показ воспитателем
13. «Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.
14. «Трудолюбивая Маша»
15. Рукавичка». Моделирование сказки.
16. Шкатулка со сказками. Игра: сочини сказку
17. Зимовье зверей», «разыгрывание сказки с кружками; игра «ступеньки доброты».
18. «Репка»
19. «Теремок»
20. «Колобок»
21. «Большие ноги шли по дороге»
22. «Вышел козлик погулять»
Забавные потешки»
№ 23. «Мы в снежки играем смело».
№ 24. «Тит-а-тит».
№ 25. «Новый дом для мухи»
№ 26. «Сынок, не плачь»
№ 27. «У неряхи-растеряхи»
№ 28. «Бабушкин козлик»
14

№ 29. «Две курицы»
№ 30. «У Ванюши…»
№ 31. Воспроизведение отдельных черт характера. Этюды.
№ 32. «Цок-цок лошадка»
№ 33. «Непослушный котенок»
№ 34. «Принесла сынку лиса»
№ 35 «Доброта и жалость№.
3. Театрализованные игры
36. Игры на имитацию движений
37. Разыгрываний по ролям «Кто как считает?»
38. Игра-пантомима «Медвежата»
39. Игра-пантомима «Был у зайца огород»
40. Игры на мышечное напряжение и расслабление
41-43 Игры–стихи
44-45. Проговаривание диалога с различными интонациями
46-50. Игры на развитие пластичной выразительности
51-52. Игры-пантомимы
4. Волшебная сказка
У страха глаза велики», составление наглядной пространственной модели.
«Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.
Зимовье зверей
Рукавичка». Моделирование сказки.
Колобок», обыгрывание сказки, составление наглядной модели.
«Кот и лиса», «разыгрывание» действий, описываемых в сказке с помощью заместителей.
Лисичка со скалочкой», моделирование сказки, игра «Ступеньки доброты».
Сочиняем сказки
Педагогическая диагностика
1. Тема: “Вводное занятие”.
Теория. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Введение: Знакомство с детьми
и детей друг с другом; цель и задачи учебного года; правила организации рабочего места.
Правила поведения и правила безопасности при работе с ПЭВМ
Практика. Проведение входного мониторинга (собеседование). Организация рабочего места.
Обсуждение профессий аниматора и режиссёра анимации. Самостоятельная постановка
собственных целей в связи с анимацией на учебный год учащимися.
2. Тема: “Какая бывает анимация”.
Теория. Материалы, техника исполнения и техническое оборудование анимации.
Практика. Съемка монеты, бумажной птицы, пластилинового персонажа.
3. Тема: “Сторителлинг ”.
Теория. Этапы развития сюжета. Методы создания сюжета. Построение персонажей. Роль
диалогов, действий, пространства и других элементов сценария в развитии сюжета.
Практика. Индивидуальная разработка сюжета для сценария. Создание коротких сценариев.
4. Тема: “Качели”.
Теория. Объяснение заданий.

15

Практика. Задания индивидуальные и групповые на развитие фантазии, и активизацию
мышления. Обсуждение практической пользы и необходимости заданий.
5. Тема: “История анимации”.
Теория. История анимации от оптических игрушек XIX века до студии PIXAR и «классиков»
полнометражного аниме.
Практика. Производство оптической игрушки Тауматроп, создание этюда в технике эклер.
6. Тема: “Живой материал”.
Теория. Технология работы с пластилином, создание объемных предметов и персонажей из
бумаги, стилизация и трансформация в рисунке, работа с бытовыми объектами.
Практика. Съемка этюдов из пластилина, бумаги, рисованной графики, постановка и съемка
этюдов с «оживлением» бытовых предметов.
7. Тема: “Проект”.
Теория. Оформление персонажей и декораций. Правильное оформление сценария.
Практика. Создание сценария и раскадровки к нему. Разработка персонажей, задников и
прочих элементов мультфильма. Съемка. Монтаж. Закрытый показ. Анализ и обсуждение.
Демонстрация аудитории.
8. Тема: “Актерское мастерство ”.
Теория. Выразительность речи, мимики, жестов — связь обстоятельств с поведением.
Элементы бессловесного действия. Пластический образ персонажа. Сценическое действие.
Творческая мастерская.
Практика.
Тренинги. Выбор драматического отрывка. Этюдные пробы. Показ и обсуждение.
9. Тема: “Копилка аниматора”.
Теория. Для чего создается мультфильм (цель создания). Целевая аудитория мультфильма.
Чему может научить ребенка мультфильм. Нестандартные техники, материалы и повороты
сюжета.
Практика.
Просмотр и обсуждение просмотренных мультфильмов.
10. Тема: “ Видеомастерство и работа со звуком ”.
Теория. Технология работы с компьютерным программным обеспечением для съемки и
монтажа мультипликационных фильмов.
Практика. Монтаж в видео редакторе MovAvi.
11. Тема: “Итоговое занятие”. Представление проектов
Теория.
Нет.
Практика.
Презентация реализованных проектов, анализ и обсуждение.
Содержание учебного плана на 2-й год обучения:
1. Тема: “Вводное занятие”.

16

Теория. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Введение: Знакомство с детьми
и детей друг с другом; цель и задачи учебного года; правила организации рабочего места.
Правила поведения и правила безопасности при работе с ПЭВМ
Практика. Проведение входного мониторинга (собеседование). Организация рабочего места.
Обсуждение профессий аниматора и режиссёра анимации. Самостоятельная постановка
собственных целей в связи с анимацией на учебный год учащимися.
2. Тема: “Какая бывает анимация”.
Теория. Материалы, техника исполнения и техническое оборудование анимации.
Практика. Съемка монеты, бумажной птицы, пластилинового персонажа.
3. Тема: “Сторителлинг ”.
Теория. Этапы развития сюжета. Методы создания сюжета. Построение персонажей. Роль
диалогов, действий, пространства и других элементов сценария в развитии сюжета.
Практика. Индивидуальная разработка сюжета для сценария. Создание коротких сценариев.
4. Тема: “Качели”.
Теория. Объяснение заданий.
Практика. Задания индивидуальные и групповые на развитие фантазии, и активизацию
мышления. Обсуждение практической пользы и необходимости заданий.
5. Тема: “История анимации”.
Теория. История анимации от оптических игрушек XIX века до студии PIXAR и «классиков»
полнометражного аниме.
Практика. Производство оптической игрушки Тауматроп, создание этюда в технике эклер.
6. Тема: “Живой материал”.
Теория. Технология работы с пластилином, создание объемных предметов и персонажей из
бумаги, стилизация и трансформация в рисунке, работа с бытовыми объектами.
Практика. Съемка этюдов из пластилина, бумаги, рисованной графики, постановка и съемка
этюдов с «оживлением» бытовых предметов.
7. Тема: “Проект”.
Теория. Оформление персонажей и декораций. Правильное оформление сценария.
Практика. Создание сценария и раскадровки к нему. Разработка персонажей, задников и
прочих элементов мультфильма. Съемка. Монтаж. Закрытый показ. Анализ и обсуждение.
Демонстрация аудитории.
8. Тема: “Актерское мастерство ”.
Теория. Выразительность речи, мимики, жестов — связь обстоятельств с поведением.
Элементы бессловесного действия. Пластический образ персонажа. Сценическое действие.
Творческая мастерская.
Практика.
Тренинги. Выбор драматического отрывка. Этюдные пробы. Показ и обсуждение.
9. Тема: “Копилка аниматора”.
Теория. Для чего создается мультфильм (цель создания). Целевая аудитория мультфильма.
Чему может научить ребенка мультфильм. Нестандартные техники, материалы и повороты
сюжета.
Практика.
Просмотр и обсуждение просмотренных мультфильмов.
17

10. Тема: “ Видеомастерство и работа со звуком ”.
Теория. Технология работы с компьютерным программным обеспечением для съемки и
монтажа мультипликационных фильмов.
Практика. Монтаж в видео редакторе MovAvi.
11. Тема: “Итоговое занятие”. Представление проектов
Теория.
Нет.
Практика.
Презентация реализованных проектов, анализ и обсуждение.
4. Планируемые результаты
Метапредметные:
-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

учебной и познавательной деятельности, прогнозирования последствий своих решений и
действий.

Личностные:
овышение усидчивости - способности проявлять терпение в работе над долгосрочными
проектами.

культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
деятельности.
ание самостоятельности и развитие личной ответственности за свои поступки;

Предметные
Обучающиеся
Получат представление о различных видах мультипликации;
навыки безопасной работы с ножницами, клеем и другими материалами при
создании анимационного фильма.
и умений работы с компьютерным программным обеспечением для съемки
и монтажа мультипликационных фильмов;
Приобретут навыки и умения для создания перекладной, пластилиновой и компьютерной
анимации;
Получат представление об основных принципах анимации и биомеханики в анимации;

18

Получат понимание основ драматургии и представление о правилах оформления сценариев и
представление о создании раскадровок;
умения выбирать способ представления информации в соответствии с целью и
замыслом мультипликационного произведения с использованием соответствующих образновыразительных средств;
навыки и умения работы с аудио - и фотоаппаратурой;
представление об основных законах композиции кадра;
художественно-эстетический вкус и ценностное отношение к культуре и
искусству.
навыки и умения для создания авторских или коллективных мультфильмов;

Ожидаемые результаты
К концу обучения дети знают:

специальную терминологию;

какие существуют этапы работы над фильмом;

что такое основная идея фильма (авторская позиция);

как выразить своё отношение к игровому и мультипликационному фильму;

как рассказать о герое фильма, его характере, поступках;

основные виды и жанры кинематографа;

этапы работы над созданием мультипликационного фильма;

о роли музыки в фильме;

как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке.
К концу обучения дети умеют:

пользоваться Web-камерой и фотографировать объекты;

создать и сохранить проект;

собирать и комбинировать мультипликационные сцены из различных
материалов;

пользоваться всеми вкладками интерфейса программы

активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды
работ, связанные с созданием мультипликационного фильма;

объединять усилия в работе над фильмами, используя мультимедиа проектор и
компьютерную сеть.
Способы проверки ожидаемых результатов:

предварительные просмотры фильмов;

открытые занятия для родителей и педагогов;

защита, презентация, творческих проектов.
Уделяется серьезное внимание как качеству выполнения ребенком фильма, так и
развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению
самостоятельно и разносторонне изучать различные технологии создания мультфильма.
При определении итоговой оценки учитывается следующее:

результаты работы детьми на занятиях;

участие обучающегося в течение обучения в показах;

умение подбора материала, техник исполнения, качество выполнения работы,
индивидуальность выполненной работы.
Формы подведения итогов (промежуточных, итоговых):
19




демонстрация мультфильмов в детском саду;
участие в фестивалях и конкурсах.

5. Условия реализации программы.
Занятия будут проходить в специально отведенном помещении, который условно
поделен на сцену,зрительный зал
5.1. Материально-техническое обеспечение
Сиреневая мультстудия Kids Animation Desk 2.0
Обеспечение методическими видами продукции:

Лицензионное программное обеспечение
Дидактический материал – Комплект «Сиреневой мультстудии»:

Ширма настольная из фанеры с магнитными стенками.

Вертикальные магнитные фоны (лес, луг, небо, изба, дорога, улица) размером
48х21 см.

12 элементов декораций, в том числе изображения деревьев, облаков, солнца и
др.

Самоклеющиеся магниты, с помощью которых декорации крепятся к фонам.

Набор кукол
Технические средства обучения:

Web-камера на гибкой основе.

Ноутбук с лицензионным программным обеспечением.

Доступ к сети Интернет.

Мультимедийный проектор.

Экран.
Оборудование учебного кабинета:

комплект мебели для обучающихся;

комплект мебели для преподавателя.
5.2. Информационное обеспечение.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Интернет-источники:
1. Онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения анимации детей и подростков
"Анимация и Я" http://multazbuka.ru
2. https://animationclub.ru
Электронные образовательные ресурсы, используемые при дистанционном обучении
1. https://vk.com/mult_ddt
Рекомендации детям:
1. Уильям Ричардс «Аниматор. Набор для выживания. Секреты и методы создания анимации»,
Бомбора, 2019

20

2. http://multazbuka.ru
3. http://mult-uroki.ru
4. https://smotriuchis.ru/fotografiya/animaciya-i-multiplikaciya/free

5.3. Кадровое обеспечение.
Михайлова Марина Хальфануровна, педагог дополнительного образования.
Педагогический стаж: 15 лет
Образование: 2012 г. ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» г.
Екатеринбурга. Специальность – дошкольное образование, квалификация – воспитатель
детей дошкольного возраста.
Дополнительное профессиональное образование: 2020 год, УМЦ АО "ЭЛТИ-КУДИЦ"
"Реализация технологии авторской мультипликации в современном образовательном
процессе" (72 часа).
Для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными
знаниями в предметной области, знающий специфику, имеющий практические навыки в
сфере организации интерактивной деятельности детей.
5.4. Методические материалы.
Центр мультипликации

Центр творчества

Центр конструирования

Центр «Наша библиотека»

Макеты, иллюстрации, коллекция
мультипликационных героев, музей истории
мультипликации (фотоаппараты разных лет,
видеокамеры, альбомы по мультипликации и
т.п.), дидактические игры по профессиям
мультипликации, книжки-истории по мотивам
мультфильмов
кисти разного размера, акварель, гуашь,
палитра, баночки для воды и клея, бумага
разного цвета и
формата, картон, фольга, креповая бумага,
фломастеры, маркеры, простые и цветные
карандаши, ластик, трафареты, печатки,
ножницы, клеёнки, салфетки, фартуки, и
др. Иллюстрации «Времена года», набор
открыток: портрет, натюрморт, пейзаж,
скульптура, графика, народное творчество
т др.
Конструктор разного размера: пластмассовый,
деревянный. Детский набор инструментов.
Бросовый материал: коробки, крышечки,
катушки и др. для
детского творчества. Мягкие модули
большого и среднего размера. Атрибуты для
развития сюжетно-ролевых игр:
фуражки, пилотки, руль, флажки и др.
Детская художественная литература для
чтения и заучивания наизусть согласно
возрасту: - русские народные сказки; - сказки,
стихи: К.Чуковского, А.Барто, С.Маршака,
А.Пушкина и др.

21

- рассказы писателей: Пришвина, В.Бианки и
др. - книги для самостоятельного просмотра
иллюстраций по темам недели и
свободного просмотра по желанию детей.
Портреты детских писателей. Иллюстрации, открытки, сюжетные картинки сказочных
персонажей. Мягкие и другие игрушки – герои любимых сказок и мультфильмов. ТСО –
магнитофон

6.Формы оценки планируемых результатов
Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой успешности
ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения.
В начале учебного года проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые
условия ( исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени.
В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по результатам
которой оценивается уровень развития ребенка.
Результатом совместного обсуждения педагогов будет заполнена диагностическая карта, в
которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.
Цвет можно выбрать произвольно, в данной программе выбраны следующие цвета:
- красный : показатель проявляется ярко;
- зеленый : показатель проявляется нестабильно, неустойчиво ;
- синий : показатель почти не проявляется.
Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают увидеть уровень развития
конкретного ребенка. Вертикальные ячейки отражают картину группы в целом.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Процесс
проверки
результатов
освоения
ребёнком
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «Мультстудия» основан на
целенаправленном систематическом ведении наблюдения взрослыми, анализе продуктов
детской деятельности и др.
Умения
Уровни развития умений
Умение пользоваться Web- Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок
камерой и
сделать кадр, выбрать необходимый ракурс
фотографировать объекты
На стадии формирования: может самостоятельно, но
медленно, выполнить необходимые действия, присутствуют
неточности
Не сформировано: не может без помощи педагога выполнить
действия

22

Умение создать и
сохранить проект

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок
создать и сохранить проект
На стадии формирования: может самостоятельно, но
медленно, создать и сохранить проект, присутствуют неточности
Не сформировано: не может без помощи педагога создать и
сохранить проект
Умение собирать и
Сформировано: может самостоятельно, быстро и без
комбинировать
ошибок собирать и комбинировать мультипликационные сцены
мультипликационные
На стадии формирования: может самостоятельно, но
сцены из различных
медленно, собирать и комбинировать мультипликационные
материалов
сцены, присутствуют неточности
Не сформировано: не может без помощи педагога собирать и
комбинировать мультипликационные сцены
Умение пользоваться всеми Сформировано: может самостоятельно, быстро и без
вкладками интерфейса
ошибок пользоваться всеми вкладками
программы
На стадии формирования: может самостоятельно, но
«HUE Аnimation»
медленно, пользоваться всеми вкладками, присутствуют
неточности
Не сформировано: не может без помощи педагога пользоваться
всеми вкладками
Умение включаться в
Сформировано: активно включается в работу на каждом из
работу на каждом из
этапов, выполняет с удовольствием разные виды работ,
этапов, выполняя
проявляет инициативу
различные виды работ,
На стадии формирования: включается в работу под
связанные с созданием
руководством педагога, выполняет разные виды работ
мультипликационного
Не сформировано: неохотно включается в работу
фильма
Умение объединять усилия Сформировано: умеет использовать мультимедиа проектор и
в работе над фильмами,
компьютерную сеть, проявляет инициативу и лидерские качества
используя мультимедиа
либо выполняет роль ведомого, но может объединять усилия для
проектор и компьютерную достижения общей цели
сеть
На стадии формирования: может использовать мультимедиа
проектор и компьютерную сеть с помощью педагога
Не сформировано: не подключается к общей работе или
действия в коллективе несут неконструктивный характер
Способы проверки ожидаемых результатов:

предварительные просмотры фильмов;

открытые занятия для родителей и педагогов;

защита, презентация, творческих проектов.
Уделяется серьезное внимание как качеству выполнения ребенком фильма, так и
развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению
самостоятельно и разносторонне изучать различные технологии создания мультфильма.
При определении итоговой оценки учитывается следующее:

23

результаты работы детьми на занятиях;

участие обучающегося в течение обучения в показах;

умение подбора материала, техник исполнения, качество выполнения работы,
индивидуальность выполненной работы.
Формы подведения итогов (промежуточных, итоговых):

демонстрация мультфильмов в детском саду;

участие в фестивалях и конкурсах.


7. Список литературы.
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации
Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. Новосибирск, 2008 г.
2. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. – Ярославль, 1998г.
3. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.
Курдюкова. – Москва.,1990 г.
4. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская
киностудия «Поиск»/
5. Тимофеева Л.Л. Диагностика «Навыки создания анимационного фильма»
Ресурсы Интернета:
1.Интернет- ресурс wikipedia.org
2.Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с детьми"
(Фестиваль
педагогических
идей
«открытый
урок»
http://festival.1september.ru/articles/643088/ )
3.Проект
пластилиновый
мультфильм
http://www.docme.ru/doc/272791/proektplastilinovyj-mul._tfil._m
4.«Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей
http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
5.Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет –
портал
«О
детстве»
http://www.o-detstve.ru/forchildren/researchproject/14924.html)
6.Планирование работы кружка «Студия мультфильмов «Пластилиновый ежик»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/planirovanie-raboti-kruzhkastudiya-multfilmov-plastilinoviy-ezhik-god-raboti-705621.html, свободный.
7. Резякова Н. С. Программа дополнительного образования «Мультстудия для детей
дошкольного
возраста» [Электронный
ресурс].
Режим
доступа: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-multstudiya-dlyadetey-doshkolnogo-vozrasta-1723730.html, свободный.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».