Содержание 1 1. Пояснительная записка............................................................................3 1.1. Актуальность программы.....................................................................3 1.2. Объем программы....................................................................... …... .4 1.3. Режим занятий и формы обучения......................................................4 2. Цели и задачи программы………………………………………............5 3. Содержание программы............................................................................6 3.1. Учебный план……………………………………............................7 3.2. Содержание учебного плана………………………………………8 4. Планируемые результаты.........................................................................8 5. Условия реализации программы............................................................9 5.1. Материально-техническое обеспечение........................................9 5.2. Информационное обеспечение……………………………………9 5.3. Кадровое обеспечение………………….........................................9 5.4. Методические материалы…………………...................................10 6. Формы оценки результатов....................................................................10 7. Список литературы для реализации программы…………………..…11 1. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Студия танца "Ручеек" имеет художественную направленность. 2 Данная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, с учетом в содержании рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы. Программа "Студия танца "Ручеек" ориентирована на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребёнка. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ №273, гл.10 ст.25 п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Приложением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия танца «Ручеек» является рабочая программа педагога дополнительного образования. 1.1.Актуальность программы: предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца, народной, эстрадной и классической музыки. Отличительная особенность программы: новизна программы «Студия танца «Ручеек»» состоит в личностно-ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации своих способностей, как в коллективе, так и индивидуально. Адресат: данная программа предназначена для обучения детей с 2 – 7(8) лет. Дошкольный возраст (2-3 года). Дети раннего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова), незрелость нервных процессов сказываются на двигательных возможностях детей этого возраста. Движения малышей, их объем и разнообразие невелики и носят подражательный характер. Приоритетные задачи: воспитание потребности к движению по музыку, развитие слухового внимания, умения осмысленно исполнять выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом. (3-4 года) У ребенка этого возраста небольшой опыт танцевально - ритмической деятельности, двигательный аппарат не сформирован, слабая мышечная сила, преобладают движения малой амплитуды. Память неустойчивая, запоминается лучше то, что эмоционально окрашено и интересно. Для лучшего восприятия, запоминания и воспроизведения материала, движения даются в образной интерпретации. (4-5 лет) Дети этого возраста физически более крепкие, их внимание устойчивее, они могут соединить движения в последовательный ряд, движения приобретают очерченный стиль, откликаются на разнохарактерные образы, чувствуют смену темпа и настроения, но ритмический рисунок вызывает затруднение. 3 Приоритетные задачи: на основе имеющегося опыта воспитывать самостоятельность в исполнении, побуждать к творчеству. (5-6 лет). Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета /нового задания/, тотчас переключает внимание на него. Длительное время ребенок не может выполнять одно и тоже движение. Ведущим у детей является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей работе яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ. Их мировоззрение носит чувственный характер. Это игровой возраст, для него характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Задания педагога выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем торможение. В этом возрасте дети подвижны. Легки, но, несмотря на утомляемость, необходимо удовлетворить их потребность в движении. Дети могут координировано и ритмично ходить, бегать, прыгать, высоко поднимать ноги в колене, скакать с ноги на ногу. 7(8) лет. Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость, эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности психического развития детей 7 лет. Дети этого возраста уже могут сравнительно долго удерживать внимание, но, тем не менее, они нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение статического положения для них утомительно, поэтому необходимо чередовать статичные движения с движениями по кругу. Запас двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо организованы и координированы для сложных упражнений. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке упражнений. Они еще похожи на детей 5-6 лет, хотя физически более крепкие, быстрее понимают, лучше запоминают. На уроке разучивается больше танцевальных движений, в отличии 5-6 летних, где основу занятий составляют игровые ситуации, а танец еще не стал главным. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными танцевальными упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. У детей старшего возраста возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации танцевальных движений – из области хореографии. Уровень программы: базовый. 1.2. Объем программы. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Учебный год в течении 10 месяцев. Периоды обучения: 1 год обучения – группа раннего возрасти(2-3 года): 2 (часа) занятия в неделю - 40 недель в год, Итого - 80 (часов) занятий в год. 2 год обучения – младшая группа (3-4 года): 2 (часа) занятия в неделю - 40 недель в год, Итого - 80 (часов) занятий в год. 4 3 год обучения – средняя группа (4-5 лет): 2 (часа) занятия в неделю - 40 недель в год, Итого - 80 (часов) занятий в год. 4 год обучения – старшая группа (5-6 лет): 2 (часа) занятия в неделю - 40 недель в год, Итого - 80 (часов) занятий в год. 5 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7(8) лет): 2 (часа) занятия в неделю - 40 недель в год. Итого - 80 (часов) занятий в год. Полный курс составляет 160 часов. 1.3. Режим занятий и формы обучения. В работе используются формы: групповые занятия 2 раза в неделю. Количество детей в группе до 25 человек. 10 минут - группа раннего возраста 2-3 года 15 минут - группа младшего возраста 3-4 года 20 минут - группа среднего возраста 4-5 лет 25 минут - группа старшего возраста 5-6 лет 30 минут – подготовительная группа 6-7 лет Итого 80 занятий в год - сводные концерты 4 раза в год, - открытые занятия, - доминантные занятия, - тематические (сюжетные) занятия. В работе используются следующие методы: показ взрослого, показ старших детей, словесные объяснения, демонстрация видеоматериалов. Занятия строятся по определенной структуре: Вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка). Основная часть (изучение технических элементов, составление композиций, совершенствование изученных схем). Заключительная часть (выполнение игровых элементов под музыку). Виды занятий: Учебное занятие; Открытое занятие; Беседа; Игра; Танцевальное соревнование; Занятие-праздник; Концерт; Конкурс; Фестиваль. Формы подведения результатов: концерты, фестивали, творческие конкурсы. 2. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы. Цель - формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами танцевального искусства. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: 5 Обучающие: Формирование навыков и умений совершать упражнения под музыку. Учить определять характер музыки и передавать игровой образ в соответствии с её характером. Формировать навыки владения телом, оценивания собственных движений тела. Развитие музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития. Развивающие: Развитие творческих способностей: учить придумывать игровые образы персонажей, комбинируя различные элементы. Развитие умственного кругозора. Воспитывающие: Способствовать формированию самостоятельности и творческой инициативы. Развивать умение подчинять свои интересы интересам коллектива. Воспитание эстетических, моральных и волевых качеств, общей культуры поведения. Программа построена с учетом следующих принципов: 1. Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений и навыков. 2. Принцип постепенности: построение занятий в соответствии с правилами – «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Постепенность обеспечивается постепенным усложнением изучаемых движений, чередованием нагрузки и отдыха. 3. Принцип индивидуальности: осуществление индивидуального подхода к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития. 4. Принцип доступности: соответствие задач, средств, методов, танцевальноритмических композиций возрастным возможностям и уровню подготовки детей. 5. Принцип наглядности: четкий, грамотный показ преподавателем упражнений и элементов танца. 6. Принцип творчества: обеспечение возможности для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности. 3. Содержание программы. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Студия танца "Ручеек" имеет художественно направленность. Программа имеет модульную структуру. Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. модуль «Ритмопластика» модуль «Танцевальные элементы и шаги» модуль «Танцевально-ритмические композиции» модуль «Этикет и игры» При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и содержание направлений развития и образования детей дошкольного возраста: 6 "Физическое развитие» «Социальнокоммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» развитие физических качеств, необходимых для музыкальноритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской танцевальной деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области танца; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу расширение кругозора детей в области танца; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере танцевального искусства, приобщение к различным видам танцевального искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Обогащение словарного запаса. 3.1. Учебный план 7 Модуль модуль «Ритмоплас тика» 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год обучения обучения обучения обучения обучения Дети 2-3 лет Дети 3-4 лет Дети 4-5 лет Дети 5-6 лет Дети 6-7 лет Теор Практи Теор Практи Теор Практи Теор Практи Теор Практи ия/ ка/ ия/ ка/ ия/ ка/ ия/ ка/ ия/ ка/ занят заняти занят заняти занят заняти занят заняти занят заняти ия я ия я ия я ия я ия я 4 12 3 13 3 12 4 12 4 12 модуль «Танцеваль ные элементы и шаги» модуль «Танцеваль норитмически е композиции » 4 10 3 13 3 14 4 12 4 12 6 20 7 23 5 24 4 24 4 24 модуль «Этикет игры» 6 18 5 13 5 14 5 15 5 15 20 60 18 62 16 64 17 63 17 63 Итого Всего и 80 80 80 80 80 Учебный план « Студия танца « Ручеек»» для детей группы раннего возраста 2-3 года. Раздел программы теория практика всего 1 Ритмопластика 4 12 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевальноритмические композиции Танцевальные игры Этикет Итого 4 10 14 6 20 26 6 18 24 20 60 80 3 4 Форма аттестации/контроля наблюдение Наблюдение/ концерт Наблюдение/ концерт наблюдение 8 Учебный план « Студия танца « Ручеек»» для детей младшей группы 3-4 года. Раздел программы теория практика всего 1 Ритмопластика 3 13 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевальноритмические композиции Танцевальные игры Этикет Итого 3 13 16 7 23 30 5 13 18 18 62 80 3 4 Форма аттестации/контроля наблюдение Наблюдение/ концерт Наблюдение/ концерт наблюдение Учебный план « Студия танца « Ручеек»» для детей средней группы 4-5 лет. Раздел программы теория практика всего 1 Ритмопластика 3 12 15 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевальноритмические композиции Танцевальные игры Этикет Итого 3 14 17 5 24 29 5 14 19 16 64 80 3 4 Форма аттестации/контроля наблюдение Наблюдение/ концерт Наблюдение/ концерт наблюдение Учебный план « Студия танца « Ручеек»» для детей старшей группы 5-6 лет. 9 Раздел программы теория практика всего 1 Ритмопластика 4 12 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевальноритмические композиции Танцевальные игры Этикет Итого 4 12 16 4 24 28 5 15 20 17 63 80 3 4 Форма аттестации/контроля наблюдение Наблюдение/ концерт Наблюдение/ концерт наблюдение Учебный план « Студия танца « Ручеек»» для детей подготовительной группы 6-7 лет. Раздел программы теория практика всего 1 Ритмопластика 4 12 16 2 Танцевальные элементы и шаги Танцевальноритмические композиции Танцевальные игры Этикет Итого 4 12 16 4 24 28 5 15 20 17 63 80 3 4 Форма аттестации/ контроля наблюдение Наблюдение/ концерт Наблюдение/ концерт наблюдение 3.2. Содержание учебного плана. 2-3 года. Модуль «Ритмопластика» Теория (4 часа) Темы: Вводное занятие Цели и задачи 1-го года обучения, план работы. Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе. Введение в программу. Практика (12 ч): Первичная диагностика. Беседа. Темы: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. Знакомство детей с танцевальной азбукой Элементы танцевальных движений. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Правила исполнения танцевальных движений. Ориентировка в пространстве. Основныепонятия: музыка, темп, такт. Ходьба шаг на носках, на пятках, спокойный, четкий, мягкий. Бег легкий, мелкий на носочках 10 Прыжки на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года – с продвижением вперед, назад, вокруг себя. Притопы удары одной ногой на 1/4, каждого такта, удары двумя ногами попеременно, быстрые и более медленные с высокоподнятым коленом. Модуль «Танцевальные элементы и шаги» Теория: Темы: Вводное занятиедиагностика. Строение тела. (4 ч) Практика: (12 ч.) Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей с элементами танцевальных движений: Шаги топающий, высокий. Прямой галоп Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили», «птички большие и маленькие». Хлопки ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые. Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками вместе и попеременно. Упражнения с атрибутами: - платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся, стираем, встряхиваем. - ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны 2 руками вместе и попеременно, взмахи вперед-назад. - мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе, вертим, качаем над головой. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца. врассыпную, стайкой и друг за другом. Модуль «Танцевально - ритмические композиции» Теория: (4 часа) Выполнение изученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детейс танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: упражнения и игры по ориентации в пространстве; построение в круг; построение в линию; Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Практика (24ч.): постановка корпуса; упражнения для рук, кистей, и пальцев; упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса; 12 танцев, 4 хоровода Модуль «Танцевальные игры и этикет» Теория (5 часов): Методика исполнения основных движений. Этикет в танцах и быту. 11 Практика (15ч): ознакомление детей с играми; применение игр на занятиях. Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой. Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого. 3-4 года модуль «Ритмопластика» Теория (4 часа) Темы: Вводное занятие Цели и задачи 2-го года обучения, план работы. Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе. Введение в программу. Практика (12 ч): Первичная диагностика. Беседа. Темы: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. Знакомство детей с танцевальной азбукой Элементы танцевальных движений. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Ходьба шаг с вытянутым носком, на носках, на пятках, спокойный, четкий, мягкий. Бег легкий, мелкий на носочках Прыжки на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года – с продвижением вперед, назад, вокруг себя, в сочетании с бегом. Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, удары 2 ногами попеременно, быстрые и более медленные с высоко поднятым коленом. Упражнения для рук сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями, предплечьями, плечами, взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных темпах. Упражнения для головы наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево, вытягивание шеи вперед. Упражнения для корпуса наклоны в стороны, вперед, упр-е «деревце»: макушка тянется вверх. Модуль «Танцевальные элементы и шаги». Теория: Темы: Вводное занятие (1 час), диагностика. Строение тела. (4 ч) Практика: (12 ч.) Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей сэлементами танцевальных движений: Шаги топающий, высокий. Прямой галоп Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4(приставить). Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили», 12 «птички большие и маленькие». Хлопки ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые. Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками вместе и попеременно. Упражнения с атрибутами: - платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся стираем, выжымаем, встряхиваем. - ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны 2 руками вместе и попеременно, скрещиваем, взмахи вперед-назад в сочетании с ходьбой и бегом. - мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе вертим, качаем над головой. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную, стайкой и друг за другом. Модуль « Танцевально - ритмические композиции» Теория: (4 часа) Выполнение изученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детейс танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: упражнения и игры по ориентации в пространстве; построение в круг; построение в линию; построение в две линии. Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Просмотр концертных выступлений хореографических коллективов. Практика (24ч. ): постановка корпуса; упражнения для рук, кистей, и пальцев; упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса; 9 танцев, 3 хоровода модуль «Танцевальные игры и этикет» Теория (5 часов): Методика исполнения основных движений. Этикет в танцах и быту.Практика (15ч): ознакомление детей с играми; применение игр на занятиях. Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой. Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого. 4-5 лет 13 модуль «Ритмопластика» Теория (4 часа) Темы: Вводное занятие Цели и задачи 3-го года обучения, план работы. Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе. Практика (12 ч): Первичная диагностика. Беседа. Темы: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. Знакомство детей с танцевальной азбукой Ориентировка в пространстве. Основные понятия: музыка, темп, такт. Тема: Партерная гимнастика (упражнения на полу) Теория: Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Ходьба шаг с вытянутым носком, на носках (подтянутые колени), на пятках (прямая спина), спокойный, четкий, мягкий. Бег легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы вытянут Прыжки на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие – быстрые, на 1-й ноге. Притопы удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара – пауза, с разворотом носка в стороны. Упражнения для рук сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями, предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и поочередно. Упражнения для головы наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед « гуси - индюки». Упражнения для корпуса наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса вправо-влево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны . Партерная гимнастика упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами (растяжка). Модуль «Танцевальные элементы и шаги». Теория: Темы: Вводное занятие (1 час), диагностика. Строение тела. (4 ч) Практика: (12 ч.) Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей сэлементами танцевальных движений: Шаги топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг с притопом в различных направлениях. Галоп боковой (во 2 половине года – начало разучивания) Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4(приставить) с одновременным приседанием. 14 Полуприседания - « пружинки» с поворотом корпуса вправо-влево. Знакомство с позициями ног: 1. 2. 3. 6. Поскоки, поочередное выбрасывание ног вперед Положения рук: знакомство с 1, 2, 3 и подготовительной позициями. Хлопки ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с Введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза. Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками вместе и попеременно. Упражнения с атрибутами: - платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся. - ленточки: ранее разученным движениям добавляются резкие взмахи вверх с плавным или змеевидным опусканием вниз. - мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе вертим, качаем над головой, подбрасываем и ловим. - куклы: покачивание у груди и, вытягивая руки в стороны, поглаживание. Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную, «змейкой», в центр – из центра. Модуль «Танцевально - ритмические композиции» Теория: (4 часа) Выполнение изученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детейс танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: упражнения и игры по ориентации в пространстве; построение в круг; построение в линию; построение в две линии. Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Просмотр концертных выступлений хореографических коллективов. Практика (24ч. ): постановка корпуса; упражнения для рук, кистей, и пальцев; упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса; 8 танцев, 2 хоровода модуль «Танцевальные игры и этикет» Теория: Методика исполнения основных движений. Этикет в танцах и быту. Практика (15ч): сочинение с детьми танцевальных этюдов; ознакомление детей с играми; применение игр на занятиях. 15 Приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», знакомство с реверансом, мальчики – поклон головой с одновременным шагом в сторону. 5-6 лет модуль «Ритмопластика» Теория (4 часа) Темы: Вводное занятие Цели и задачи 4-го года обучения, план работы. Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе. Введение в программу. Практика (12 ч): Первичная диагностика. Беседа. Темы: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. Знакомство детей с танцевальной азбукой Элементы танцевальных движений. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Правила исполнения танцевальных движений. Ориентировка в пространстве. Основныепонятия: музыка, темп, такт. Тема: Партерная гимнастика (упражнения на полу) Теория: Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Модуль «Танцевальные элементы и шаги» Теория: Темы: Вводное занятие (1 час), диагностика. Строение тела. (4 ч) Практика: (12 ч.) Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей сэлементами танцевальных движений: ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой; хлопки; упражнения с атрибутами (мяч, погремушка) модуль «Танцевально-ритмические композиции» Теория: (4 часа) Выполнение изученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детейс танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: упражнения и игры по ориентации в пространстве; построение в круг; построение в линию; построение в две линии. Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Просмотр концертных выступлений хореографических коллективов. Практика (24ч. ): постановка корпуса; упражнения для рук, кистей, и пальцев; 16 упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса; 9 танцев, 3 хоровода Продолжение выполнения элементов партерной гимнастики. Правила выполнения движений.Практика: Ознакомление с элементами партерной гимнастики: упражнения для развития гибкости; упражнения для стоп; упражнения для развития растяжки; модуль «Танцевальные игры и этикет» Теория (5 часов): Методика исполнения основных движений. Этикет в танцах и быту.Практика (15ч): составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов; сочинение с детьми танцевальных этюдов; ознакомление детей с играми; применение игр на занятиях. Постановка партнеров в паре 6-7(8) лет Модуль «Ритмопластика» Теория: (4 часа) Темы: Вводное занятие Цели и задачи 5-го года обучения, план работы. Инструктаж потехнике безопасности в танцевальном классе. Введение в программу. Практика (12 ч): диагностика. Беседа. Темы: Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Знакомство детей с танцевальной азбукой Элементы танцевальных движений. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Правила исполнения танцевальных движений. Ориентировка в пространстве. Основные понятия: музыка, темп, такт. Модуль «Танцевальные элементы и шаги» Теория: Темы: Вводное занятие (1 час), диагностика. Строение тела. Ознакомление сновыми элементами танцевальных движений (4 ч) Практика: (12 ч.) Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей сэлементами танцевальных движений: ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой; хлопки; упражнения с атрибутами (мяч, погремушка) равномерный бег с захлёстом голени; легкие, равномерные, высокие прыжки; перескоки с ноги на ногу; простой танцевальный шаг, приставной шаг 17 шаги на полупальцах и пятках; притопы: удары стопы в пол равномерно и по три; модуль «Танцевально-ритмические композиции» Теория: (4 часа) Выполнение изученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детейс танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: упражнения и игры по ориентации в пространстве; построение в круг; построение в линию; построение в две линии. Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Просмотр концертных выступлений хореографических коллективов. Практика (24ч. ): постановка корпуса; упражнения для рук, кистей, и пальцев; упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса; 9 танцев, 3 хоровода Тема: Партерная гимнастика (упражнения на полу) Теория: Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Продолжение знакомства с элементами партерной гимнастики. Правила выполнения движений. Практика: Ознакомление с элементами партерной гимнастики: упражнения для развития гибкости; упражнения для стоп; упражнения для развития растяжки; модуль «Танцевальные игры и этикет» Теория (5 часов): Методика исполнения основных движений. Этикет в танцах и быту.Практика (15ч): составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов; сочинение с детьми танцевальных этюдов; ознакомление детей с играми; применение игр на занятиях. Постановка партнеров в паре 4. Планируемые результаты освоения программы: Метапредметные: передавать игровой образ в соответствии с характером музыки; переходить к более развернутым и сложным композициям; увеличение объема кругозора. У обучающихся будут развиты следующие личностные результаты: 18 самостоятельность и творческая инициатива; умение подчинять свои интересы интересам коллектива; владение основными культурными способами деятельности; любознательность, склонность наблюдать и экспериментировать. Предметные результаты: различать характер музыки; знание основных положений рук, ног, корпуса; запоминание музыкальных движений, этюдов, миниатюр; исполнять танцевальные движения (не менее 10-12); 5. Условия реализации программы. 5.1. Материально-техническое обеспечение. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование Оборудование Фортепиано Музыкальный центр Проектор, экран Ноутбук Стол письменный Стулья большие Стулья маленькие Количество 1 1 1 1 1 9 35 Атрибуты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Колобки Шишки Топорики Фонарики Снежки Палочки метелиц Палочки снежинок Звезды пластиковые Звезды светящиеся Конфетки Короны серебристые Лопатки Дуга Цветы Платочки Колоски Листочки осенние 21 8 20 20 8 16 14 10 8 10 2 1 50 30 24 36 5.2. Информационное обеспечение. Электронные носители: Записи балетов, выступления музыкантов. 5.3. Кадровое обеспечение. Корнилова Клена Сергеевна, педагог дополнительного образования. Квалификационная категория - нет. Педагогический стаж: 28 лет 19 Образование: ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет квалификация "Учитель музыки" по специальности "Музыка".", 1993 г. Повышение квалификации: АНО ВО "Гуманитарый университет" "Современные методы и формы работы в детской хореографии", 72 часа, 2019 г. 5.4. Методические материалы. Буренина А. И., Ритмическая мозаика. - С-Пб., Музыкальная палитра, 2012. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И., Ку-ко-ша. – С-Пб. 2010. Суворова Т. И., Танцевальная ритмика для детей. – С-Пб. 2012. Усова О. В., Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца. – Екатеринбург, 2001. 5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - С-Пб., Детство-пресс, 2001. 6. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Фитнес-данс. Лечебно – профилактический танец. С-Пб., Детство-пресс, 2007. 7. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально оздоровительные методики для детей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 1. 2. 3. 4. 6. Форма оценки результатов. Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения. В начале учебного года проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени. В середине учебного года возможна уточняющая диагностика. В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается уровень развития ребенка. Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или специально подобранных заданий на основе репертуара программы и включает в себя следующие параметры: Интерес к музыкальным движениям, эмоциональность и выразительность исполнения. Освоение различных видов движения в соответствии с программой, ориентация в пространстве, подвижность (лабильность) нервных процессов – умение переключаться, менять движения в соответствии с музыкой. Креативность (импровизация и творчество). Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в начале и конце учебного года.(Приложение) Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения. Уровни освоения программы «Студия танца «Ручеек»»: Высокий Исполнение танца и движений выразительное, эмоциональное, самостоятельное, в соответствии с темпом, характером и стилем произведения, проявление творческой инициативы в движении, восприятие танцевального материала по словесному описанию. 20 Средний - Исполнение танца и движений без выражения, не эмоциональное, по показу (дети 5-7 лет), отсутствие творческой инициативы в движении. Низкий - Не ритмичное, не выразительное исполнение танца по показу ( дети 5-7 лет), не освоение некоторых программных элементов. Формы подведения итогов реализации программы «Студия танца «Ручеек»» являются выступления на танцевальных конкурсах, фестивалях, выступления в разновозрастных группах. В конце года проводится итоговый концерт для детей и родителей. 7. Список литературы. Буренина А. И., Ритмическая мозаика. - С-Пб., Музыкальная палитра, 2012. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И., Ку-ко-ша. – С-Пб. 2010. Суворова Т. И., Танцевальная ритмика для детей. – С-Пб. 2012. Усова О. В., Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца. – Екатеринбург, 2001. 5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - С-Пб., Детство-пресс, 2001. 6. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г., Фитнес-данс. Лечебно – профилактический танец. С-Пб., Детство-пресс, 2007. 7. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально оздоровительные методики для детей. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 1. 2. 3. 4. 21 22 23