Семейный
конфликт
- конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов
жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных
потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям. Если в
семье конфликты происходят регулярно, то это влияет на психологическое
здоровье ребенка и приводит к целому ряду негативных последствий.
|
Военный
конфликт
— это форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных
противоречий с применением военной силы.
Понятие охватывает все виды вооружённого
противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и
вооружённые конфликты.
|
Влияние
на поведение
|
Регулярные ссоры в семье могут
спровоцировать у несовершеннолетнего агрессивное поведение.
Дети, регулярно наблюдающие семейные
ссоры, либо становятся главными провокаторами конфликта в группе детского
сада, либо замыкаются в себе, отстраняются от детского сообщества.
|
Дети могут проявлять агрессивное
поведение, что является следствием стресса и травмы. Они могут быть более
склонны к конфликтам с другими детьми или даже со взрослым.
Некоторые дети могут стать более
замкнутыми, испытывать страхи и беспокойство, избегать общения с окружающими
или проявлять трудности в установлении контактов.
|
Влияние
на жизненный опыт
|
Несовершеннолетний, наблюдая в
родительской семье постоянные конфликты, применение физического и
психологического насилия, начинает воспринимать подобное взаимодействие, как
норму. Все это ребенок переносит в межличностное взаимодействие в детском
коллективе, а после, в свою будущую семью.
|
Дети, которые были свидетелями насилия
во время военного конфликта (или пострадали от него сами), со временем
начинают воспринимать его как норму жизни. Особенно если война застала их в
возрасте, когда развитие идет максимально быстрыми темпами (то есть в раннем
детстве).
Наблюдение насилия приводит к его
воспроизведению. Дети, которые видят его постоянно, затем используют этот
опыт в мирной жизни. «Насилие становится для них инструментом, с помощью
которого они будут воспитывать своих детей и решать проблемы с партнером»
|
Влияние на формирование ценностей
|
Трудно воспитывать в несовершеннолетнем
любовь, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, когда в семье ребенок наблюдает
агрессию, враждебность, неприязнь между близкими людьми.
Ребенок может развивать ценность защиты
и поддержки, становясь «миротворцем» в семье, пытаясь помирить родителей или
поддерживать того, кто страдает.
Также ребенок может развивать недоверие
к близким отношениям и любви, считая, что все отношения могут быть
проблемными и конфликтными.
|
В условиях войны дети часто начинают
ценить выживание и безопасность.
Наблюдая за страданиями других, дети
могут развивать ценности сопереживания и солидарности.
Военные конфликты часто подчеркивают
важность национальной идентичности. Дети могут начать ценить свою культуру и
историю, что может как укреплять патриотические чувства, так и способствовать
формированию вражды к другим нациям.
|
Влияние
на формирование гендерных отношений
|
Ссоры и конфликты в семье между
законными представителями могут привести к тому, что ребенок будет вынужден
принять сторону одного из родителей. Сильная неприязнь к отцу или матери
может перерасти в глубокую ненависть и оставить свой след в детской душе на
всю жизнь.
У мальчика может возникнуть чувство вины
по отношению к матери за то, что он не смог помочь, не защитил ее от
отца/отчима, что приводит к возрастанию агрессии и влияет на общении со
сверстниками.
У девочки в будущем неосознанно может
появиться желание «помериться силами» с будущим супругом, настоять на своем,
доказать свою силу, что спровоцирует конфликты в будущей семье. Есть
вероятность того, что девочка бессознательно будет стремиться к одиночеству.
|
Военные конфликты могут укреплять
традиционные гендерные роли, где мужчины ассоциируются с защитой и силой, а
женщины – с заботой и поддержкой.
Но часто в условиях войны женщины берут
на себя новые роли, такие как главные защитники и кормильцы семьи. Дети,
наблюдая за этими изменениями, могут развивать более гибкое восприятие
гендерных ролей, осознавая, что способности не зависят от пола.
Также свидетельство насилия может
формировать у детей искаженное представление о гендерных отношениях. Мальчики
могут начать ассоциировать агрессию с мужественностью, а девочки могут стать
более восприимчивыми к насилию.
|
Влияние
на физическое здоровье
|
Психике ребенка сложно справляется с
конфликтами, сопровождающимися стрессовыми ситуациями и проблема переходит с
уровня психики на уровень тела в психосоматические проявления: нарушение сна,
энурез, тики, аллергия, астма, заболевания ЖКТ и другие.
У несовершеннолетнего могут
сформироваться «плохие» привычки: грызть ногти, подергивание ногами, сосание
пальца, накручивание пряди волос, кусание губ и так далее.
|
Влияние
на психическое здоровье
|
Постоянная нервозность, ожидание
конфликтной ситуации, напряженность, невозможность принять чью-либо сторону,
делает несовершеннолетнего возбудимым, тревожным, способствует развитию
неврозов и психических заболеваний.
Кроме внешних конфликтов, есть
внутриличностные конфликты. Внутриличностный конфликт сопровождается
недовольством собой, своей внешностью, жизнью. Внутренняя неудовлетворенность
собой будет искать выход в проецирование во внешнее окружение в виде
постоянного недовольства, бесконечных придирок, эмоциональных срывов, обид,
ярко проявляется в подростковом возрасте.
|
Некоторые дети могут развивать симптомы
посттравматического стресса, включая повторяющиеся воспоминания о травме,
избегание ситуаций, напоминающих о конфликте и эмоциональную отстраненность.
Дети могут развивать депрессивные
расстройства, проявляющиеся в снижении настроения, утрате интереса к ранее
любимым занятиям, а также в тревожных расстройствах, таких как
генерализованная тревога, фобии или панические атаки.
Также угроза насилия, потери близких и
разрушения привычной среды может привести к состоянию хронического стресса.
|