Консультация для родителей "Как конфликт взрослых влияет на психику ребёнка"

17.01.2025

Консультация для родителей "Как конфликт взрослых влияет на психику ребёнка"

Влияние конфликтов, будь то семейные или военные, может оказать глубокое воздействие на психику ребенка. Оба типа конфликтов могут приводить к негативным последствиям, которые проявляются в поведении и в общем эмоциональном состоянии.

Прежде всего, важно понять, что такое конфликт? Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

 

Семейный конфликт - конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям. Если в семье конфликты происходят регулярно, то это влияет на психологическое здоровье ребенка и приводит к целому ряду негативных последствий.

Военный конфликт — это форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы.

Понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты.

Влияние на поведение

Регулярные ссоры в семье могут спровоцировать у несовершеннолетнего агрессивное поведение.

Дети, регулярно наблюдающие семейные ссоры, либо становятся главными провокаторами конфликта в группе детского сада, либо замыкаются в себе, отстраняются от детского сообщества.

 

Дети могут проявлять агрессивное поведение, что является следствием стресса и травмы. Они могут быть более склонны к конфликтам с другими детьми или даже со взрослым.

Некоторые дети могут стать более замкнутыми, испытывать страхи и беспокойство, избегать общения с окружающими или проявлять трудности в установлении контактов.

Влияние на жизненный опыт

Несовершеннолетний, наблюдая в родительской семье постоянные конфликты, применение физического и психологического насилия, начинает воспринимать подобное взаимодействие, как норму. Все это ребенок переносит в межличностное взаимодействие в детском коллективе, а после, в свою будущую семью.

 

Дети, которые были свидетелями насилия во время военного конфликта (или пострадали от него сами), со временем начинают воспринимать его как норму жизни. Особенно если война застала их в возрасте, когда развитие идет максимально быстрыми темпами (то есть в раннем детстве).

Наблюдение насилия приводит к его воспроизведению. Дети, которые видят его постоянно, затем используют этот опыт в мирной жизни. «Насилие становится для них инструментом, с помощью которого они будут воспитывать своих детей и решать проблемы с партнером»

 

 Влияние на формирование ценностей

Трудно воспитывать в несовершеннолетнем любовь, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, когда в семье ребенок наблюдает агрессию, враждебность, неприязнь между близкими людьми.

Ребенок может развивать ценность защиты и поддержки, становясь «миротворцем» в семье, пытаясь помирить родителей или поддерживать того, кто страдает.

Также ребенок может развивать недоверие к близким отношениям и любви, считая, что все отношения могут быть проблемными и конфликтными.

В условиях войны дети часто начинают ценить выживание и безопасность.

Наблюдая за страданиями других, дети могут развивать ценности сопереживания и солидарности.

Военные конфликты часто подчеркивают важность национальной идентичности. Дети могут начать ценить свою культуру и историю, что может как укреплять патриотические чувства, так и способствовать формированию вражды к другим нациям.Хочу такой сайт

Влияние на формирование гендерных отношений

Ссоры и конфликты в семье между законными представителями могут привести к тому, что ребенок будет вынужден принять сторону одного из родителей. Сильная неприязнь к отцу или матери может перерасти в глубокую ненависть и оставить свой след в детской душе на всю жизнь.

У мальчика может возникнуть чувство вины по отношению к матери за то, что он не смог помочь, не защитил ее от отца/отчима, что приводит к возрастанию агрессии и влияет на общении со сверстниками.

У девочки в будущем неосознанно может появиться желание «помериться силами» с будущим супругом, настоять на своем, доказать свою силу, что спровоцирует конфликты в будущей семье. Есть вероятность того, что девочка бессознательно будет стремиться к одиночеству.

 

Военные конфликты могут укреплять традиционные гендерные роли, где мужчины ассоциируются с защитой и силой, а женщины – с заботой и поддержкой.

Но часто в условиях войны женщины берут на себя новые роли, такие как главные защитники и кормильцы семьи. Дети, наблюдая за этими изменениями, могут развивать более гибкое восприятие гендерных ролей, осознавая, что способности не зависят от пола.

Также свидетельство насилия может формировать у детей искаженное представление о гендерных отношениях. Мальчики могут начать ассоциировать агрессию с мужественностью, а девочки могут стать более восприимчивыми к насилию.

Влияние на физическое здоровье

Психике ребенка сложно справляется с конфликтами, сопровождающимися стрессовыми ситуациями и проблема переходит с уровня психики на уровень тела в психосоматические проявления: нарушение сна, энурез, тики, аллергия, астма, заболевания ЖКТ и другие.

У несовершеннолетнего могут сформироваться «плохие» привычки: грызть ногти, подергивание ногами, сосание пальца, накручивание пряди волос, кусание губ и так далее.

 

Влияние на психическое здоровье

Постоянная нервозность, ожидание конфликтной ситуации, напряженность, невозможность принять чью-либо сторону, делает несовершеннолетнего возбудимым, тревожным, способствует развитию неврозов и психических заболеваний.

Кроме внешних конфликтов, есть внутриличностные конфликты. Внутриличностный конфликт сопровождается недовольством собой, своей внешностью, жизнью. Внутренняя неудовлетворенность собой будет искать выход в проецирование во внешнее окружение в виде постоянного недовольства, бесконечных придирок, эмоциональных срывов, обид, ярко проявляется в подростковом возрасте.

 

Некоторые дети могут развивать симптомы посттравматического стресса, включая повторяющиеся воспоминания о травме, избегание ситуаций, напоминающих о конфликте и эмоциональную отстраненность.

Дети могут развивать депрессивные расстройства, проявляющиеся в снижении настроения, утрате интереса к ранее любимым занятиям, а также в тревожных расстройствах, таких как генерализованная тревога, фобии или панические атаки.

Также угроза насилия, потери близких и разрушения привычной среды может привести к состоянию хронического стресса.

 

 Педагог-психолог: Булдакова О.Ю.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.04.2025

Дата обновления: 04.04.2025

Дата публикации: 17.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».