17.06.2013
Стенограмма совещания 29 мая 2013 года:
Д.Медведев: Мы сегодня с вами обсуждаем тему доступности дошкольного образования. Такие разговоры у нас идут регулярно, но сегодня мы должны поговорить, посоветоваться и определиться с тем, как мы будем действовать с финансированием, включая дополнительное финансирование, которое выделяется на строительство детских дошкольных учреждений.
Цель остаётся прежней – за короткое время (перспектива нескольких лет, к 2016 году) качественно изменить ситуацию: создать приблизительно 1,2 млн новых мест в детских дошкольных учреждениях. Задача трудная, но решаемая. Именно поэтому я и предложил сегодня обсудить её, с тем чтобы все руководители регионов (а у нас на связи сейчас все субъекты Федерации, часть коллег присутствует в этом зале, которые были в Москве), чтобы все услышали, как действовать и какие решения принимать.
По информации Министерства образования и науки, с начала текущего года число детей от трёх до семи лет, которые посещают детские дошкольные учреждения, выросло на 43 тыс., что само по себе неплохо, и сейчас, по ситуации на 1 мая текущего года, составляет 5,3 млн. Это приблизительно 85% от общего числа детей данного возраста, которые могли бы посещать детские дошкольные учреждения. В шести регионах – Амурская, Владимирская, Калужская, Тюменская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа – проблема практически решена. Но абсолютно она не может быть решена нигде (это мы тоже понимаем), потому что всё равно могут быть какие-то нюансы, могут возникать сложности, но практически решена – это означает, что очереди в принципе нет.
Однако 572 тыс. детей всё ещё ждут своей очереди. Особенно острая ситуация в 22 регионах, где в детские сады не могут попасть более чем 10% малышей от трёх до семи лет. Причём более 10 не значит, что везде по 10, во многих регионах по 20 – это и Калмыкия, и Красноярский край, и Дагестан, и Новосибирская область. Разные регионы, причём обращаю внимание, это не только Северный Кавказ, где высокая рождаемость, но и регионы Сибири, где другая ситуация.
Средства на развитие дошкольных учреждений поступают в регионы в виде нескольких потоков. Первое – это бюджетные кредиты. Общий объём на текущий год – 8 млрд рублей. Это 43 субъекта Федерации. Объём федеральных субсидий в рамках ФЦП развития образования составляет на 2013 год 1 млрд рублей (он ежегодно приблизительно такой), и получают его 72 субъекта Российской Федерации. Это то, что у нас было.
Кроме того, в соответствии с тем решением, которое было мною объявлено, которое мы непросто, но приняли, дополнительно предусмотрено 50 млрд рублей. Они будут выделены в текущем году в виде субсидий регионам. Соответствующие решения по выделению дополнительных денег по предложению Правительству поддержаны и проголосованы Государственной Думой 24 мая. В ближайшее время я подпишу постановление о порядке предоставления и распределения этих субсидий. Именно с этим связано наше с вами общение.
На что хочу обратить внимание региональных властей? Первое. Конечно, деньги должны пойти на комплексное решение задачи, но при этом я хотел бы прямо обратить внимание руководителей регионов, что они должны пойти именно на детские сады и ни на что другое. Мы эти деньги с трудом искали в условиях весьма сложного бюджета, и коль скоро мы их нашли, будьте любезны их потратить именно на это. При этом обязательства регионов – это не только строительство детских садов, в чём, как мы и договаривались с вами, уважаемые коллеги, Федерация вам помогает, но и повышение зарплаты и квалификации работников дошкольных учреждений. Это уже ваша задача.
Также обращаю внимание на необходимость повышения качества дошкольного образования и воспитания. Места в детских дошкольных учреждениях должны быть созданы не только для того, чтобы пристроить ребёнка, хотя на самом деле такая задача для многих семей стоит, особенно для тех, у кого активно работают и мама, и папа. Этот период очень важен для становления личности, гармоничного развития ребёнка, поэтому, естественно, это должны быть квалифицированные места, и, конечно, это подготовка к школьному образованию.
Второе. Необходимо, чтобы деньги как можно быстрее поступили в регионы. Для этого нужно, чтобы субъекты Федерации вместе с Министерством образования и науки своевременно заключили соглашения о предоставлении федеральных субсидий. Министерство к этому готово, так, Дмитрий Викторович (обращаясь к Д.Ливанову)?
Д.Ливанов: Да.
Д.Медведев: Готово. И я хотел бы, чтобы губернаторы взяли этот вопрос под свой персональный контроль, а министерство доложило о результатах модернизации и развития дошкольной инфраструктуры с учётом ранее принятых решений к 1 сентября. При необходимости можно представить предложения по перераспределению субсидий между бюджетами субъектов, потому что всегда требуется ручная доводка по тем или иным вопросам.
Ещё раз: на связи регионы, жду от вас информацию, какова ситуация. Но самое важное мне хотелось сказать именно вначале: деньги, которые мы вам посылаем, должны тратиться именно на детские дошкольные учреждения. Это обязательное требование.
Дмитрий Викторович (Д.Ливанов), я в основном назвал главные позиции, касающиеся вашей работы, тем не менее несколько слов скажите, потом я попрошу ещё Геннадия Григорьевича (Г.Онищенко) выступить, а потом уже включим регионы. Пожалуйста.
Д.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хочу начать с двух таких общих, но в общем, мне кажется, важных тезисов. Первый состоит в том, что период в жизни ребёнка с его рождения до поступления в школу – это возраст наиболее стремительного его развития, первоначального формирования физических, психических, интеллектуальных качеств, которые определяют по существу всю последующую жизнь. И для нас тут важно обеспечить не столько действительно готовность к школе, что важно само по себе, но развитие высших психофизических функций детей, таких как внимание, память, мышление, речь, способность общаться эффективно со взрослыми и сверстниками. Второй тезис состоит в том, что доступность и качественность дошкольного образования – это один из значимых факторов при принятии решений молодыми семьями о том, что они готовы стать родителями. И по существу именно дошкольное образование – это единственное, где мы не гарантируем пока ещё гражданам общедоступность. Нам нужно обязательно решить эту задачу. Мы считаем, что для молодых женщин именно наличие твёрдых гарантий возможности устройства маленького ребёнка в детский сад – это очень важное обстоятельство, которое она будет обязательно учитывать при принятии решения о том, чтобы стать матерью.
Если говорить о нашей программе, то она основана на следующем. Нам действительно, как Вы уже сказали, предстоит создать дополнительно около 1,2 млн мест в дошкольных образовательных учреждениях, для того чтобы ликвидировать ту очередь, которая есть сегодня, и удовлетворить тот положительный демографический тренд, который мы наблюдаем в последние годы. Сегодня в каждом регионе разработаны поэтапные программы как региональные, так и муниципальные по созданию этих мест и достижению максимального охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от трёх до семи лет. Этими планами предусмотрено создание 755 тыс. дополнительных мест дошкольных образовательных учреждений за три года, при этом почти половина будет введена за счёт развития вариативных форм дошкольного образования. Это, мне кажется, очень важно. Но это не полностью решит проблему. Остаётся ещё незакрытая потребность – более 400 тыс. мест, и именно на эти цели и планируется оказание материальной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. За счёт этой помощи всего мы создадим 433 тыс. новых мест в дошкольных образовательных учреждениях. Эти места будут вводиться в основном за счёт строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений, приспособления зданий для оказания услуг дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в соответствующем возрасте. Первый транш составляет 50 млрд рублей, соответствующий законопроект уже принят во всех трёх чтениях Государственной Думой и находится на рассмотрении в Совете Федерации.
Нами разработан проект постановления Правительства о порядке предоставления и распределения субсидий. Нельзя сказать, что его обсуждение проходило легко, оно было очень интенсивным, но окончательное решение было принято буквально вчера на заседании рабочей трёхсторонней группы по совершенствованию межбюджетных отношений, куда входят и депутаты Государственной Думы, и члены Совета Федерации, и представители Правительства Российской Федерации. Самый главный принцип – обеспечить прозрачность распределения этих субсидий. Нами, по существу, заложено только два фактора – это демографический фактор, то есть количество детей в соответствующем возрасте, которые будут проживать в регионе на 1 января 2016 года, и это фактор бюджетной обеспеченности региона. На основе этих двух факторов и произведено распределение субсидий, с которым все по существу согласились.
Мы также подготовили уже приказ, которым утверждаются формы соглашения о предоставлении субсидии, отчёт о её расходовании. Мы начнём взаимодействовать с регионами буквально с завтрашнего дня, не дожидаясь того, пока законопроект станет законом, а Правительство окончательно примет соответствующее постановление.
Мы также уделяли в последний месяц большое внимание готовности регионов к максимально эффективному использованию субсидий. Всего в 2013 году, в этом году регионы введут более 2,5 тыс. объектов, связанных с дошкольным образованием, в том числе 1 тыс. новых детских садов за счёт строительства, это будет сделано уже в этом году. Всего в этом году будет введено более 300 тыс. новых мест. К регионам с высокой степенью готовности мы относим практически все регионы Центрального и Приволжского федеральных округов. Здесь по всем объектам готова проектно-сметная документация, решены вопросы с землёй, если они были, и так далее. Такая же, но чуть хуже ситуация в большинстве регионов Уральского федерального округа, Сибирского и Северо-Западного. Хуже действительно картина в Северо-Кавказском федеральном округе. Например, Чеченская Республика запланировала к вводу только в этом году более 200 объектов путём строительства, но проектно-сметная документация, к сожалению, не готова, во всяком случае, у нас информации о такой готовности нет.
Мы будем вести фактически ежедневный мониторинг готовности регионов к решению тех задач, которые поставлены. Мы не допустим никакой небрежности здесь, поскольку действительно речь идёт об очень серьёзных ресурсах. После того как программа начнётся – а это, как Вы уже сказали, произойдёт, как мы все очень рассчитываем, в июне, – будет введена очень жёсткая система контроля за её реализацией. Фактически каждое новое создаваемое место будет под контролем: будет определено это место физически, то есть адрес, будет определена та форма, в которой это место будет создаваться, будет определён источник финансирования и будет фактически в режиме онлайн вестись контроль за реализацией программы.
Мы прекрасно понимаем, что от результатов этой работы, от максимально эффективного использования средств субсидий зависит и продолжение проектов в 2014 и 2015 годах. В результате к 2016 году мы создадим более 1,2 млн новых мест. В дошкольных образовательных учреждениях будут обеспечены современные комфортные условия образования и воспитания, которые позволят каждому ребёнку полноценно развиваться, изменится качество педагогических кадров. И, безусловно, очень важный эффект – это повышение зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, которое идёт очень интенсивно: только в этом году заработная плата повысится в среднем по России на 35%. Большое спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. У меня такое предложение – оно, собственно, вошло в проект протокольного решения: как только появится закон, в самой короткой перспективе документ (распоряжение Правительства) должен выйти. Поэтому внесите его мне в трёх-, максимум в пятидневный срок после подписания закона, чтобы нам не потерять лишние недели на это. Спасибо.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 17.06.2013