02.09.2019
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные
составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда
он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на
которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые
составляют фундамент базисной программы развития ребенка-дошкольника.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой
общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и
педагоги.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика
личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и
интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности -
коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и
правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть
психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет
ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений
об окружающем.
Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием
мышления.
Методами психологического развития речи у детей дошкольного возраста
являются: общение со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и
упражнения; игры-инсценировки; уроки наблюдения; природа; материальная
культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии;
социальная среда; игра и труд. Шестой и седьмой год жизни - этап овладения
способами грамматически правильного построения развернутых связных
высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном
построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной
речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова,
звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление
скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и
инициативности в диалоге со взрослым.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.10.2019
Дата обновления: 13.10.2019
Дата публикации: 02.09.2019