02.09.2019
К 4-5 годам ребенок должен правильно
произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития,
правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:
1. Нужно точно выяснить,
какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или
повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]:
санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]:
шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник,
туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно
работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в
порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым
звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы
ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и
увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а
значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите,
чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Упражнения можно найти в
любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
«Хоботок – улыбка»: губы
то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»:
язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то
поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка,
как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной
скоростью.
«Маляр»: «красить небо»
«кончиком» языка (водить только по передней части неба).
4. Сначала нужно добиться
произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем
объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К,
г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы
приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет
посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух
звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за
верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж:
язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку
за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в
основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не
пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам,
мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у
собаки», твердые, напряженные.
5. Чтобы добиться
сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри,
пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду
в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку,
загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх
одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
Р – самый трудный звук.
Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или
увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте
упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как
на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на
кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро
заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и
шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении
всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям
верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!
6. На следующем занятии
(а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например
ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР.
Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими
звуками.
7. Теперь следите, чтобы
ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап
автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.
8. Закрепляя в
повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9. Случается, что ребенок
прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и
«щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут
возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет
путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при
таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и
звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно
рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при
произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить,
подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание
жука.
Затем – такая игра: вы
называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в
этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно
проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:
Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Или стихотворение А.Барто
«Мы не заметили жука».
Не забывайте ежедневно
читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу,
обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.
Что еще, кроме
правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не
только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и
самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При
перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и
объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить
различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный,
у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге,
картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание,
понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает
отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте
сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только
от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед
взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает
алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в
тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя
– разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех
картинок, составляет по ним рассказ, сказку.
Если ваш дошкольник
чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут
вознаграждены. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.
Счастья Вам и
Вашим деткам!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.10.2019
Дата обновления: 13.10.2019
Дата публикации: 02.09.2019