14.11.2022
Как помочь ребенку чувствовать себя в саду комфортно и
в безопасности? Предлагаем вам интервью Анастасии Луниной (редактор сайта
pedsovet.org) с Ольгой Писарик, психологом, директором русскоязычного отделения
Института Ньюфелда, экспертом Фонда «Университет детства» и мамой четырех
детей.
Почему дети не хотят в сад
Представьте, что вы внезапно срываетесь с места и переезжаете в другую страну, где совершенно другой уклад жизни, пищевые привычки, и нет ни одного знакомого. Или у вас новая работа. Казалось бы, вы уже взрослый, самостоятельный человек, но смена обстановки и людей вокруг вызывает стресс, порой даже тревогу.
Теперь представим ребенка. Для него предел социализации: попросить совок и поделиться своим ведерком на детской площадке в песочнице. Где-то на лавочке в этот момент ждет мама, чтобы идти домой ужинать. С посторонними взрослыми его в принципе учили не разговаривать и не брать конфеты. Вдруг установка поменялась: «Это твоя воспитательница, слушайся ее». И с незнакомыми детьми нужно как-то общаться дни напролёт.
Новое общество сначала повергает ребёнка в состояние ступора, а затем заставляет адаптироваться, быть как все: одним из группы, а не любимым сыном или дочкой (часто единственным).
Представим первый день в саду глазами ребёнка: «Вокруг нет ни мамы, ни папы, ни даже бабушки. Чужие взрослые почему-то говорят, что нужно сейчас делать. Для всего существует специальное время. После обеда всех укладывают спать, но никто не устал — что за глупость. Показал воспитательнице свой рисунок, а она взглянула мельком и пробормотала: «Да-да, молодец, иди поиграй, я пока журнал заполню». Когда вечером пришла мама, оказалось, что теперь так будет ПЯТЬ дней в неделю».
Теперь можем посмотреть по пунктам. Что же перевернулось в мире ребёнка с приходом в сад:
·
Новое общество вызывает взрыв социальности,
необходимость адаптироваться в коллективе. Ребенок перестает чувствовать себя
единственным и уникальным, становится одним из группы под предводительством
незнакомого взрослого;
·
Отсутствие родителей заставляет его самостоятельно
решать большую часть своих проблем, лишает защиты и внимания;
·
Другие дети постоянно вокруг, со всеми так или иначе
приходится общаться. На площадке можно отойти от Маши, если она капризничает
или задаётся, но в группе от неё не спрятаться никуда. Побыть одному стало
почти невозможно;
·
Воспитатель, у которого в группе 30 детей, просто
физически не способен обеспечить связь с каждым ребёнком. В этом случае он
пытается «замкнуть» детей друг на друге. Это очень небезопасно, ведь дети не в
состоянии заботиться, они эгоцентричны по своей природе;
·
Жёсткое расписание, часто не имеющее ничего общего с
тем распорядком дня, который был у ребёнка дома;
·
В саду все другое: другая еда, другие игрушки, другое
постельное бельё;
·
Стресс: у детей, находящихся в садиках и яслях,
постоянно наблюдается повышенный уровень кортизола, гормона стресса, хотя в
норме он должен снижаться уже к обеду. Чем теснее помещение и больше детей, тем
уровень кортизола выше. Это подрывает иммунитет и ослабляет организм.
Наблюдается зависимость и от возраста: маленьким детям расставание с домом
дается тяжелее;
·
Есть и просто гиперчувствительные дети.
Чувствительность — это не диагноз, это особенность. Таким детям нужно больше
внимания, они склонны уходить в защиты. Если типичные дети будут плакать,
ругаться в ответ на определённые действия, то чувствительные замкнутся в себе:
будут сидеть в одиночестве и нервничать. Мир слишком силен и интенсивен для
них, они отгораживаются.
Как поддержать ребёнка
Есть такая пословица: «It takes a village to raise
a child» («Чтобы вырастить ребёнка, нужна деревня»). Она означает, что малышу необходимо целое сообщество взрослых людей, чтобы через взаимодействие с ними приобретать опыт, чувствовать защищенность и расти в здоровой атмосфере. Бабушки, мамы, тетя, соседка — это и есть «деревня привязанностей» ребёнка.
Готовя ребенка к саду, «деревню» следует расширить: поместить в неё ещё нескольких человек, которых он будет воспринимать как «своих взрослых»: воспитателя, нянечку, педагога по развитию. Тогда поход в сад станет чем-то естественным, сродни поездке к бабушке, и это поможет снизить уровень стресса.
Даже тревожные родители могут справиться с этой задачей, но если они осознают, что ребенку важно, чтобы его окружали люди, для которых он личность. Ближний и дальний круг всё равно будут существовать. Но! Представим, что идёт дождь, а зонтик есть только у мамы. Ребенок стоит под зонтиком и боится сделать шаг. А теперь «поставим» вокруг него ещё несколько взрослых с зонтиками. И вот он уже может играть, не рискуя промокнуть.
Какие приемы помогут адаптироваться в
садике
Наладьте контакт с воспитателем.
Ребенок ценит в нем не опыт и не образование, а отношение к себе. А оно во многом вырастает из отношения к родителям.
Сосватайте ребёнка воспитателю, и наоборот.
Для ребёнка это будет выглядеть, например, так: «Твоя воспитательница спрашивала, как у тебя дела, передавала привет. Она очень ждёт встречи. Давай нарисуем ей открытку, а ты в понедельник подаришь?» Для воспитателя: «А мой сын вам открытку рисует. Так старается, вы бы видели!»
Участвуйте в жизни сада.
Участие в
конкурсах, создание поделок для группы - важная часть социализации малыша
Перекрывайте недостаток внимания качеством общения.
Старайтесь «напитать» любовью, теплом, лаской как бы авансом. Как голодный человек не может думать ни о чём, кроме еды, так недолюбленный ребёнок повсюду будет искать внимания, пытаться выстраивать те самые привязанности. Для ребёнка любовь и ласка — базовая потребность, значит, и удовлетворяться она должна в первую очередь. Окутанный вашей любовью, как защитным пузырем, он будет чувствовать себя свободнее в общении с другими людьми.
Попробуйте перекрыть расставание.
Давайте ребёнку в сад вашу общую фотографию, игрушки, положите ему в карман конфетку со смешной запиской, оставьте подарок в шкафчике, чтобы не было так: мама ушла, её не будет очень долго, а до этого — неизвестность, одиночество и страх. В адаптации очень помогает брать в сад свое постельное белье, полотенце, что-то из домашней еды, предварительно предупредив воспитателя!
Дом и садик в восприятии ребёнка не должны противопоставляться друг другу: в одном месте — хорошо, а в другом — ужасно. Задача родителей — поддерживать связь с садиком в то время, когда ребёнок дома. Задача садика — поддерживать эмоциональную связь с домом.
Тогда жизнь ребёнка перестанет делиться на отрезки от ухода родителей на работу до их возвращения, а расцветет во всем разнообразии привязанностей. Ведь со стойкого убеждения «меня любят, обо мне позаботятся, мне не нужно бороться за жизнь» формируется здоровая личность, способная строить доверительные отношения с миром и окружающими людьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.11.2022
Дата обновления: 15.11.2022
Дата публикации: 14.11.2022