Эффективность комплексного подхода к развитию речи детей дошкольного возраста

31.10.2023

В настоящее время очень актуальна проблема   развития речи детей. Большое количество детей 4 – 5 годам имеют нарушения не только шипящих и сонорных звуков, но и свистящих. А в норме у ребенка к 6 -7 годам речь должна быть уже сформированной. Фонетические и фонематические процессы тоже формируются с запозданием. Это   связанно с тем, что дети мало общаются с родителями, которые в свою очередь  считают, что гаджет, компьютер и телевизор заменят ребенку общение. Конечно, нельзя не отметить, что трудности в овладении речью связаны и с наличием неврологической симптоматики у детей. Поэтому у таких детей мы можем наблюдать снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности. Раньше этой проблеме не уделялось достаточно внимания, ей занимались только медицинские работники, которые только корректировали физическое развитие ребенка.  Для ребенка очень важно сразу же после рождения попасть в правильную речевую среду.

Анализ существующей методической литературы показывает, что с 2,5 до 3 лет у ребенка идет качественный скачок в развитии речи, формируется как пассивный, так и активный словарь. Но многие дети этого возраста, имея достаточный пассивный словарь, практически им не пользуются.  Это связано со многими факторами. У детей плохо развита артикуляционная и мелкая моторика, а также речевое дыхание. Без правильного дыхания, для которого характерны, короткий, глубоки вдох и плавный  выдох,  невозможна  хорошо звучащая речь. А это представляет трудности для детей младшего возраста с речевыми нарушениями.  Поэтому мы считаем, что необходимо проводить занятия по развитию речи основываясь на комплексно – тематическом планировании, включая в занятия артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.  Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы   по развитию и коррекции речи в первой младшей   группе. Занятия проводились по 15 минут в утренние часы, один раз в неделю в течение года.

 

Структура занятия:

·        Артикуляционная гимнастика включала в себя 5 – 6 упражнений. Упражнения давались по принципу от простого к более сложному в течение всего года.

Цель: Активизировать мышцы речевого аппарата.

Упражнения:  «Лягушки», «Хоботок», «Часики», «Качели», «Чистим зубы», «Лошадка», «Вкусное варенье».

·        Упражнения и игры на развитие речевого   дыхания без участия   речи. Все упражнения делаются по принципу вдох через нос, выдох через рот.

Цель: Развитие длительного и плавного выдоха, активизация мышц губ.

·        Упражнения: «Цветочек», «Листик», «Снежинка», «Греем руки», «Султанчики». Хочу такой сайт

·        Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза.

 

·        Различные упражнения для развития мелкой моторики и общей моторики. Очень эффективны упражнения, включающие в себя речь с движениями.

·        Обогащение словарного запаса детей.

 

После обследования   к концу младшей группы у всех детей наблюдалась положительная динамика. Речь детей стала более качественной, словарный запас расширился, улучшилась артикуляционная, общая и мелкая моторика.

 

Статья учителя-логопеда Кудрявцевой О.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.11.2023

Дата обновления: 06.11.2023

Дата публикации: 31.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».