Иванова Олеся Викторовна

23.09.2019

Развитие детей дошкольного возраста

30.11.2021

Фонематический слух – основа правильной речи!!!

 

 Умение сосредоточится на звуке -очень важная особенность человека. Без нее нельзя научится слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Таким образом фонематический слух- это способность человека правильно слышать и узнавать звуки. А фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не знает, что он неправильно называет звук. Цель игровых упражнений – научить его слышать и слушать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить неправильное произношение.

 

Игры на развитие слухового внимания.

1.Что за машина? Угадай, что за машина проехала по улице: грузовая, автобус или легковая?

 

2.Услышь шепот Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

   

  3."Отгадай, что звучит"

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

 

Игра для развития фонематического слуха.

1.Зоопарк. Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев(моль); собака, обруч, козлик (Сок); кот, обруч, собака, тигр (Кость)

 

  2.Цепочка. Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук (К). Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

 

  3.Придумай слово со звуком (М, Ш, К).

   

  4.Поймай звук (хлопни в ладоши, если услышишь слово с заданным звуком).

 

   5.Какой звук есть во всех словах? (например, шуба, кошка, мышка).

 

   6.Шутки – минутки (вы читаете детям строчки, из стихотворений заменяя буквы в словах, например, Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану).

 
 

Развитие речи детей дошкольного возраста.

 

АннотацияПедагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность с использованием более эффективных методических приемов и средств.

Ключевые слова: интеграция конструирования и развития речи, поддержка детской инициативы.

         Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогическим работникам дошкольного образования. Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне формирования коммуникативных навыков детей.  У детей наблюдается слабая речевая активность.

         Исследование последних лет (М.В.Крулехт, Г.И.Вергелес, О.В.Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность с использованием более эффективных методических приемов и средств.

        Актуальной и традиционной для системы дошкольного образования было и остается конструирование как один из значимых для развития ребенка видов деятельности, способствующий познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста.   

       Шестой год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Работая по программе «Детство» ставятся следующие задачи:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

- обогащать представление детей о правилах речевого этикета способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. 

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

- воспитывать интерес к письменным формам речи.Хочу такой сайт

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

- развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

- способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Для формирования речи важное значение имеет занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Особенности конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям, в нем отражается окружающая действительность, в результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельность или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделится впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Интеграция конструирования и развития речи будет способствовать:

- развитию связной речи;

- развитие монологической и диалогической речи;

- развитию познавательной активности детей;

- развитию зрительной-пространственной ориентации;

- повышению мотивации.

Не следует забывать поддержку детской инициативы в конструктивной деятельности как условие реализации ФГОС ДО в развитии речи детей дошкольного возраста, можно отнести:

- сюжетное обыгрывание конструкций;

- игры, игровые приемы, игровые предметы, материалы, задающие содержание, правила, культуру самостоятельных и совместных действий, направленных на развитие речи ребенка;

- создание и рассказ о воображаемых, фантастических объектов  и т.д.;

-самостоятельное и совместное (дети-взрослые, ребенок-дети, ребенок-ребенок);

- организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей в речевой деятельности в процессе конструирование;

- дифференцированный подход к детям с разной степени развития речи детей дошкольного возраста;

- выполняя практические задания и воссоздавая их на сконструированном макете, придумывая различные ситуации и прогнозируя их развитие;

- передачи информации и общения;

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов в конструировании каждого ребенка;

- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях в конструировании; Таким образом, ядром процесса развития речи детей по средством конструктивной деятельности детей является: поддержка детской инициативы и самостоятельности путем содействия и сотрудничества со взрослыми и детьми (с участием родителей), построенного на основе индивидуализации и направленного на освоение опыта в разных видах конструкторской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте мы используем следующие формы работы; мини-роботы «Умная пчелка» (авторский подход О.А. Скотникова) дидактическая игра «Теремок». Задание на кодирование: ребенок составляет программу, по которой один житель может приехать в гости к другому. Плоскостное моделирование «Назови улицы города», «Отгадай фигуры по загадке», «Да-нет-ка». Синтез плоскостного конструирования и сказки. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картинку по образцу или сами составляют картинку к определенному сюжету из сказки, используя весь набор плоскостного конструктора.  Игра «Узнайте мое слово». Эта игра проводится для детей, которые уже читают или начинают читать. На игровом поле в клетках пишутся буквы. Ребенок вытягивает карточку со словом и программирует своего мини робота (Умная пчелка) так, чтобы он прошёл по буквам данного слова.   

Работая с детьми в данном направлении можно сделать следующий вывод, дети проявляют познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делятся знаниями, задают вопросы. Самостоятельно пересказывают рассказы и сказки, сочиняют загадки. Инициативны и самостоятельны в придумывании загадок, сказок, рассказов. Вызывают озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей из 32 детей у 20 имеются существенные недостатки звукопроизношении. Эти дети дополнительно занимаются с учителем логопедом и у них наблюдается положительная динамика в речевом развитии.

Литература

1.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-352 с. 

2.Развитие речи детей дошкольного возраста посредством современных конструкторов: методическая рекомендации / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».

- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017.-66 с.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М., 2002.

4.Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методич. пос. для воспитателей. – М.: Просвещение, 2015. – 152с.

5.Куцаева. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. – М., 2007.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».