06.04.2020
17.04.2024
1. Жуём твёрдую пищу.
Грызём, жуём, глотаем
– морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки.
2. Лизать языком с блюдца варенье, сгущенку,
джем.
3. Чистить зубы и десны.
4. Полоскать рот (полоскать горло теплой водой).
5. Лизать конфеты на палочке, эскимо.
6. Жевать боковыми зубами.
7. Сосать сухарики из
хлеба, батона (соленые).
8. Сосать конфеты сосачки.
9. Пить воду, сок
мелкими глотками.
10. Массаж большим или указательным пальцем
небо.
11. Имитация жевания.
12. Покашливать на одном выдохе.
13. Позевывать.
14. Произносить звуки [А], [Э] в быстром
темпе.
15. Высовывать язык и тянуть к подбородку,
затем быстро прятать его.
16. Ладонь под челюсть ребенка он пытается
опустить голову подбородок надо удерживать.
17. Ладонь под челюсть ребенка он пытается
открыть рот его надо удерживать.
18. Ладонь на лоб ребенка он в это время
пытается опустить ее но надо сопротивляться.
19. Ладонь на затылок ребенка он в это время
давит назад головой на ладонь.
20. Учимся глотать.
На кончик языка капаем
сироп (мед). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его
к переднему участку
твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает. Вы просите
его проглотить слюну, не
изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то
упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель
упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2
раза (утром и вечером) по 5-6 раз, в последующие дни —
3 раза в день по 10-12 раз.
21. Поэтапное полоскание.
Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром,
густым киселём.
Зеваем, жуём, глотаем.
Запрокинув голову: имитировать жевательные движения,
позёвывать, жевание и глотание с
закрытым ртом.
02.04.2024
В норме формирование правильного звукопроизношения
заканчивается у детей к 4-5. Однако не все дошкольники в состоянии
самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка. Ребенку необходимо
умело и вовремя помочь. В одних случаях требуется помощь логопеда, в других –
достаточно индивидуальных занятий с педагогом, родителям. При этом участие
родителей в речевой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание
благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения:
необходимо вызывать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование,
художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого
утомления.
Занятия с ребенком рекомендуется проводить
систематически, желательно не менее 3 раз в неделю, также практиковать ежедневные
кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Сроки преодоления недостатков
произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта,
индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия
и заинтересованности родителей в этой работе.
Артикуляционная (речевая)
гимнастика.
На начальном этапе для развития, уточнения и
совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная
(речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые
у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее
продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много
упражнений, достаточно 2-3. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в
игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, ребенок
должен видеть лицо взрослого и свое. Нежелательно выполнение гимнастики сразу
после еды.
Отработка каждого упражнения идет в определенной
последовательности:
- словесная инструкция взрослого;
- показ взрослым упражнения;
- выполнение ребенком упражнения перед зеркалом;
- контроль взрослого за выполнением упражнения,
указание ошибок;
В начале работы может быть напряженность движений
языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и
координированными.
Перечень
основных упражнений артикуляционной гимнастики.
Статические
упражнения.
«Птенчики».
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в полости рта.
«Лопатка».
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка».
Рот открыт. Узкий напряженный кончик языка выдвинут вперед.
«Иголочка»
- «Лопаточка» - чередование положения языка под счет.
«Горочка».
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Грибок». Рот открыть. Язык присосать к небу.
«Чашечка».
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не
касаются зубов.
Упражнения
для губ.
«Улыбка».
Удерживание губ в улыбке.
«Хоботок».
Вытягивание сомкнутых губ.
«Хоботок»
- «Улыбка» - чередование положений губ.
«Трубочка».
Вытягивание губ вперед длинной
трубочкой.
«Бублик».
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть
вытянуты вперед.
Динамические
упражнения для языка.
«Часики».
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка
попеременно тянуться под счет к уголкам рта.
«Змейка».
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
«Качели».
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к небу и подбородку, либо к верхним и
нижним резцам.
«Почистим
зубки». Рот открыт. Круговыми движениями языка обвести между
губами и зубами.
«Лошадка».
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть
подъязычную уздечку.
«Маляр».
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов
до мягкого неба.
«Вкусное
варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и
убрать язык вглубь рта.
12.03.2024
Период
младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш
ребёнок отправится в школу.
Поступление
ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало
обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная
дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью,
наполненной множеством требований, ограничений.
Теперь
ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня,
подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять
требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной
программой.
О
готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи
приводят основные критерии школьной зрелости
ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей
жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И,
испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему.
Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не
учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации.
Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно.
Чтобы
процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с
наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её
постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности Вашего малыша.
Многие
родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к
школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на
самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему
необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и
речь.
Самым
лучшим способом совершенствования таких процессов являются развивающие
упражнения. Они помогут Вам узнать, как и чем заниматься с дошкольником и
справиться с тем, что у него пока не получается.
Развитием
познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И
причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как
говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать
эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и
станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал,
он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни
более уверенно.
Стремление
ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо
пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше
доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать
при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше
бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно
взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять
какую-либо активность.
Почаще
говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить
старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не
так, то обязательно получится потом.
Последовательно,
шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в
своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с
развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к
школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в
тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно,
индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.
И здесь Вы
можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или
придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться
жизненного опыта и уверенности в своих силах.
Успехов
Вам, педагоги и родители, в воспитании и подготовке детей к школе. Пусть период
дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований.
Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке
знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и
превратившись в Школьника. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к
маленькому ученику — и у него всё получится.
28.02.2024
В современном обществе система
образования диктует свои условия социализации и эффективности развития личности
ребенка и гарантирует равный доступ к образованию для всех категорий детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и их нормотипичные сверстники имеют права на обучение и
воспитание и главная задача педагогов создать
качественные условия для реализации
всех возможностей и раскрытия
потенциала детей. Поэтому, остро
стоит вопрос о включении этих дошкольников в обычную детскую среду для возможности
наравне со всеми детьми получить качественное образование и реализовать свои
возможности.
Одно из важных
условий успешного развития ребенка - это партнерское взаимодействие с
родителями. Как показывают современные исследования, целенаправленное включение
родителей в учебный процесс, позволяет получить эффективные результаты в
речевом развитии детей с ОВЗ. Но, и на сегодняшний день все еще бытует мнение
родителей, что только дошкольное учреждение должно заниматься коррекционно -
развивающей работой с их ребёнком. А вместе с тем, только слаженная и совместная
работа педагогов и родителей позволит ребенку выйти на высокий уровень общего
развития и качественной подготовке к обучению в школе. В основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
В последнее время
наблюдается увеличение числа родителей дошкольников, использующие
информационные и коммуникативные технологии. Практически все родители имеют
возможность подключиться к интернет ресурсам.
Все вышесказанное способствует решению о
необходимости создания дистанционных инновационных технологий сопровождения и етей с ОВЗ, которые позволяют получить высокие результаты в
речевом развитии.
В своей работе я использую
различные приёмы взаимодействия с родителями. В начале учебного года проводится
анкетирование, (гугл форма), которое
позволяет выявить наиболее востребованные формы работы с родителями и их
запросы.
Индивидуальные и
коллективные (4 человека) беседы и консультации, проведение которых, так же
предполагает онлайн формат в программе WhatsApp.
Онлайн - вебинары для родителей, на которых используются
слайд - презентации, видеоролики, с
участием дошкольников, мастер классы, "живое общение" в виде
"круглых столов" обмен мнениями, проводятся в программе Zoom.
Использование
электронной почты, с отправкой каких - либо результатов и достижений ребёнка.
Например, для проведения вебинара на тему:
"Развитие правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи"
была составлена презентация по изготовлению и использованию игровых пособий для
развития длительной воздушной струи ("Тучка", "Лучики у
звездочки").
Систематически
организуются интерактивные формы, в которых родители знакомятся с результатами
образовательной деятельности учителя -логопеда и динамикой коррекционной
работы, получают информацию об успехах каждого ребёнка.
Интерактивный
форум в программе WhatsApp на котором родители
могут обсуждать с учителем - логопедом интересующие их вопросы. Это может быть в форме индивидуальной беседы и
консультации.
Сайт детского сада
- это источник информации учебного и воспитательного характера. Особенно важно
такое общение с родителями детей, находящимися дома по причине болезни. На
личной странице учителя - логопеда размещены консультационные, лексические
материалы по различным направлениям речевой деятельности.
В рубрике
"Коррекционная помощь родителям" размещены рекомендации на различные
темы такие как:
- Артикуляционная гимнастика - это важно!
- Речь на кончиках пальцев.
- Развитие
правильного речевого дыхания - основа речи.
- Формирование
фонематического слуха, как основа грамотного правописания будущих школьников.
- По дороге в детский сад (речевой материал).
- Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Нравятся детям игры с компьютером, с планшетом,
которые в разумных пределах не только формируют современную личность, но и способствуют в интересном и увлекательном
формате исправить нарушенное звукопроизношение, развить фонематический слух,
обогатить словарь, формировать психические процессы дошкольника. Также ребенку
легче будет овладеть звуко - буквенным анализом слова и даже научиться читать. Мною
были составлены игры в программе LearningApps
и
отправлены родителям по ссылке через разные источники. Так же я использую
готовые игры с логопедическим содержанием Мерсибо.
В течении всего
учебного года в детском саду проходят логопедические праздники ("Праздник Матери",
"День поэзии", "День Земли", "Праздник Красивой Речи"
- это торжественные эмоциональные мероприятия, которое объединяют детей с
разными возможностями. К сожалению на
данный момент, родители не посещают такие мероприятия в очном формате, но мы
используем видеозаписи, которые потом отправляются им для просмотра.
Я использую в
своей работе видеоархив, в котором я сохраняю динамику развития речи детей и
показываю ее в индивидуальной форме родителям. Видеоролики со стихами,
чистоговорками, скороговорками.
В положительном
результате очень важна обратная связь от родителей воспитанников. Встречаются
родители, которые не до конца понимают важность коррекционной работы. И в этой
ситуации на помощь логопеду приходят информационные технологии.
Готовность к
школьному обучению во многом зависит от качественной и своевременной помощи по
преодолению речевых нарушений. Детей с ОВЗ рассматривают, как группу педагогического
риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют
успешное овладение ими учебного материала в школе, Поэтому, насколько
эффективно будет организованна коррекционно - педагогическая помощь зависит их адаптация в современном обществе.
22.01.2024
Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе.
ВАЖНО: развитие речи у
ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио, компьютер
– здесь не помощники.
Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает
в 5-7 лет.
ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у
детей):
1.С первых дней жизни до 1 года:
Именно речь взрослого является пусковым
механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что
взрослый обратил его внимание.
Что делать:
• С рождения
разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)
• Называя предметы,
действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте
активность ребенка в познании мира.
Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.
• Откажитесь от манеры
сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте правильно.
• Играйте со звуковыми игрушками - это
способствует развитию слуховой
активности и сосредоточенности у детей.
• Не забывайте о
пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока», «Здравствуй, пальчик мой») – они
прекрасно подходят для развития речи
и мелкой моторики рук.
2.От 1 года до 2 лет:
Речь становится
основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и
понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.
Что делать:
• Продолжайте общаться
и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)
• Называйте все, что видите вокруг на
прогулке, комментируйте свои действия.
• Читайте книги с
картинками, просите ребенка
показать то, что вы назвали или прочитали.
• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая
их ритм.
• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и
сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») пусть ребенок их после нескольких
прочтений повторяет вместе с вами.
• Новые слова
повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова
из 1-2 слогов.
• Составьте для ребенка альбом с фотографиями
предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с
фото различных действий его самого («ест»,
идет», «спит», «сидит»). Перелистывать такой
альбом можно везде, тем самым ускоряя развитие речи ребенка.
• Учите малыша играть в простые
сюжетные игры (кормим куклу,
строим гараж) и озвучивать их.
• Пальчиковые игры -
продолжаем играть!
3.С 2 до 3 лет:
Словарный запас ребенка (то,
что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и
во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят
не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в
данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы
и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого
на свою речь и поступки,
понимают запрет или похвалу.
Что делать:
• Разговаривайте и
читайте с ребенком. Не
жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.
• На прогулке,
показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, фото, задавайте ему вопросы: «Кто
это?», «Что это?» и помогите ответить правильно(«Это кот», «Это дом»)
• Просите ребенка рассказать, что он видит в
данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…-
хороший прием для развития связной
речи.
• Учите ребенка отвечать на вопрос,
который начинается со слова «Где?» Ответы
будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где
папа?» (он вышел на кухню) - «Папа там». «А мама где?» - «Мама тут».
• Давайте ребенку поручения из нескольких
последовательных действий, например: «Возьми салфетку и вытри рот»…-
это нужно для развития слухоречевой
памяти и понимания речи.
• Поощряйте ребенка выражать свое согласие
словами «могу» и «буду», а несогласие –
словом «нет».
• Учите ребенка говорить
слова-обобщения,
например: «кошка, собака, корова – это животные,
тарелка, вилка, чашка – это посуда…»
• Продолжайте петь
песенки, играть с пальчиками, читать книги!
4.С 3 до 7 лет:
Происходят
значительные изменения в речевом развитии
детей: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух,
грамматический строй речи, связная
речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам
более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так
и со сверстниками.
В детском саду детей обучают составлять
рассказы-описания, рассказы по 1 сюжетной картинке, по серии сюжетных картин,
по представлению (из собственной жизни, учат пересказывать тексты, вести диалог
друг с другом.
Что делать родителям:
• На прогулке
продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их
деталями и частями. «Вот автомобиль, а
что у него есть?» - «Руль,
сидения, дверцы, колеса, мотор…», «А
что есть у дерева?» - «Корень,
ствол, ветки, листья.»
• При рассматривании
какого-либо предмета задавайте ребенку
наводящие вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для
чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?.» этот прием помогает при составлении
описательных рассказов.
• Названия свойств
предметов закрепляются и в словесных играх,
например: «Что
бывает высоким?»-«Дом, дерево,
человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше
дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает
широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»
• Научиться пересказывать
детям помогает «отраженный пересказ», когда
взрослый начинает фразу («Жили-были дед да…»,
а ребенок ее заканчивает («…баба», снова взрослый («и была у них …», ребенок («…Курочка Ряба»).
• Далее переходите к
пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых
сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их
содержание захватывает детей
эмоционально. Спрашивайте у детей по
дороге из сада домой, что интересного сегодня было?
• В детских журналах
часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте,
попросите ребенка правильно
разложить и рассказать, что получилось.
• Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в
руки «микрофон» и попросите
взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы,
например: «Какой
у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?.»
• «Расскажи мне небылицу» по
2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.
• Перед сном читайте
детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной
истории, который дети поутру вам расскажут.
• «Расскажи, чем закончилось»-
этот прием эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на
самом захватывающем месте «вспомните» про
неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом
скажите «СПАСИБО!»
УДАЧИ И УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
12.04.2020
Задания учителя – логопеда для повторения с детьми по теме
«Космос»
Для детей среднего дошкольного возраста
Сосчитай до пяти:
Один искусственный спутник, два
искусственных спутника,
Три
искусственных спутника, четыре искусственных спутника,
пять
искусственных спутников.
Одна большая звезда …
Одно яркое созвездие …
Одна космическая станция …
Что лишнее и почему?
Какое слово не подходит?
Солнце,
Луна, лампа. Солнце,
сон, солнечный,
солнышко.
Звезда,
планета, ракета. Луна,
лунный, полночь,
прилуниться.
Космос, косматый, космический,
космонавт.
Скажи наоборот:
Далеко – близко;
Высоко - …
Взлетать - …
Темно - …
Ярко - …
Тесно - …
Для детей старшего дошкольного возраста
Исправь предложения:
Сел
наш космонавт в комету и полетел.
Космический
корабль приводнился в степи.
Прочитай
предложение:
Марс – сосед земли.
Раздели
слова на слоги.
Сколько
всего слов в этом предложении?
Назови
1-е слово, 2-е, 3-е.
Объясни
словечко:
Приземлиться,
прилуниться, приводниться.
Чтение, ответы на вопросы, пересказ
Искусственные спутники
Со времени запуска
в космос первого искусственного спутника
в 1957 году за пределы нашей планеты было
отправлено множество спутников.
Ракета выводит
спутники на орбиту, и они продолжают самостоятельно
вращаться вокруг
Земли. Одни из них предназначены для приема телепередач,
другие устанавливают телефонную связь с другой
точкой планеты.
Есть спутники,
которые фотографируют и передают на Землю снимки
облаков, бурь, гроз. Они нужны для составления
прогнозов погоды.
А есть спутники,
которые помогают людям исследовать космос, раскрывать его
новые тайны.
По
Р. Скейчелу и М. Булу
Вопросы:
1.
Когда
люди запустили в космос первый искусственный спутник?
2.
Как
спутники выводят на орбиту?
3.
Какую
пользу приносят людям спутники?
Речевой
материал для проговаривания:
Ра –
ра – ра – вот ракета нам, ура!
Ро –
ро – ро – выходи скорей, Петро!
Ру –
ру – ру – собирай всю детвору!
Ры - ры – ры – для космической игры!
Космонавт
Космонавты
На Луну
летать
мы будем, Мы в ракету дружно
сели,
В
небе скучно ей одной! На Венеру
прилетели.
Непременно
нужно людям
Познакомиться с Луной!
Космонавт
В
темном небе звезды светят,
Космонавт
летит
в ракете.
День
летит
и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит
сверху он поля,
Горы,
реки
и моря.
Видит
он весь шар земной,
Шар
земной – наш дом родной.
Загадки
Угли
пылают –
Блин в окошко виден Тане
Совком
не достать. То он в масле,
то в сметане.
Ночью
их видно,
Кто-то край уже отъел…
А днем не видать. Поделиться
не хотел! (Луна)
(звезды)
Развитие
мелкой моторики
Материал подготовила учитель – логопед Кудрявцева Оксана Викторовна
19.12.2023
Как занять дошкольника и сделать его досуг не только развлекательным,
но и полезным? Этот вопрос интересует многих родителей. Я отвечу: „Играйте с
ребёнком”.
Дети, имеющие речевые нарушения, так же как и другие дети,
испытывают потребность в игре – обучающей, развивающей, игре,
заинтересовывающей его. Напитайте жизнь и учёбу ребёнка игрой!
Как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание
чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите, о том, что с
ними поиграете в интересную игру. Здесь даже не нужно быть опытным педагогом,
чтобы понять, какое важное место занимает игра в жизни ребёнка.
Игры имеют большое значение в речевом, умственном, нравственном,
физическом и эстетическом воспитании дошколят.
Существует много игр с перебрасыванием или перекатыванием мяча.
Некоторые из них вы можете использовать в своих занятиях с ребёнком дома.
Например, играя
в игру «Мяч прокати и предмет назови», вы можете назвать обобщающее понятие и
покатить или бросить мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая вам мяч, называет предмет,
относящийся к обобщающему понятию. Например: транспорт – самолёт, машина,
мотоцикл и т. п. Эта игра поможет вам расширить словарный запас ребёнка за счет
употребления обобщающих слов, развить внимание и память, умение соотносить
родовые и видовые понятия. Вы можете изменить правила игры, и называя видовые
понятия (предметы, перекатывать (или бросать) мяч ребёнку, а он — называть
обобщающие слова.
Например, взрослый называет: „Лиса, волк, медведь, лось”.
Ребенок отвечает: „ Дикие животные”.
Аналогично можно
провести игру «Один-много». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя имена
существительные в единственном числе. Малыш бросает мяч обратно, называя
существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об
пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Организуйте дома
подвижную игру-эстафету „Поможем приготовить обед”. Разделите семью на две команды, а в
корзину положите натуральные овощи и фрукты (или муляжи): капуста, лук, чеснок,
морковь, свекла, картошка, петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас,
апельсин, мандарин. Одной из команд необходимо разложить их так, чтобы в одной
кастрюле можно было варить борщ, а в другой — компот. Эта эстафета способствует
не только закреплению обобщающих понятий «овощи», «фрукты», но и развитию
внимая, мышления, ловкости.
Родители, вы можете
также стать инициаторами театрализованного мини-спектакля. Выразительно прочтите ребёнку стихотворение
(сказку) «Волк и лиса» С. Я. Маршака и объясните непонятные для него слова.
А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух,
интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Предложите ребёнку
передать характер, изображаемого им персонажа, используя мимику, жесты,
выразительную по лексике и интонации речь и т. п.
Разучите с ребёнком стихотворение «ВОЛК И ЛИСА» Самуила Маршака.
Вместе с малышом распределите роли, подберите костюмы. К работе
по изготовлению костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет
с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.
Для актёров домашнего театра, играющих лису и волка, можно
сделать хвосты и ушки, выполнить простейший грим. Нарисуйте декорации.
ВОЛК И ЛИСА
Самуил Маршак.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствyй!
- Как дела, зyбастый?
- Ничего идyт дела -
Голова пока цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что кyпил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок.
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли
В драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Сыт ли, милый кyманек?
- Еле ноги yволок!
- Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной.
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
Мини- спектакль, показанный вами с ребёнком для других членов
семьи или любимых кукол, стимулирует его внимание, речь. Кроме того, это
действие принесёт положительные эмоции, создаст дружескую и доверительную
атмосферу в семье, укрепит семейные отношения.
Ребенок и вы не только соприкоснетесь с театральным мастерством,
но и испытаете радость творчества.
Уважаемые родители, помните, что для дошколят игра является и
учёбой, и трудом; это особая форма воспитания. Играйте, ведь вся жизнь ребёнка
— это игра.
Нескучных
вам выходных!
22.11.2023
В детском саду Вашего ребёнка зачислили на
логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К
сожалению, многие родители считают,
что без особых усилий с их стороны ребёнок начнет произносить все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается
логопед! Учитель-логопед всё
сделает сам! Это частое и ошибочное мнение. Степень влияния
домашней работы родителей с
детьми на качество и время коррекции речи
ребенка очень велика! Именно в дошкольный период родителям нужно приложить все усилия, всё своё внимание для
скорейшего достижения поставленной цели к чистой речи.
Какова же роль семьи в преодолении речевых
нарушений у детей? Не нужно
думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления
необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится
значительная роль,
поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны
формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с
педагогами.
Родители должны
подготовить ребёнка к предстоящей работе, объяснить значение,
необходимость этих занятий. Сами родители должны
быть готовы к достаточно длительной коррекционной работе с ребенком.
Коррекция звукопроизношения происходит постепенно и состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный. На
данном этапе происходит подготовка речеслухового и речедвигательного
анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Формируется заинтересованность в занятиях.
2. Постановка звуков. На этом этапе необходимо добиться правильного
звучания изолированного звука.
3. Автоматизация звуков.
4. Дифференциация звуков. Научить ребенка
различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в
собственной речи.
В процессе работы может сложиться такая ситуация:
Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к
логопеду, а звукопроизношение до
сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в
произвольной речи эти же звуки ребёнок
произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа
зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков и от контроля произношения
данных звуков в "домашней
речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от
10-15 минут в день.
Что значит
автоматизация звука в речи?
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова,
предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой закрепление
условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. К
автоматизации поставленного звука можно
переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно
правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены
стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к
трудному, от простого к сложному.
Последовательность
автоматизации звуков:
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине,
конце);
• автоматизация звука в предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках,
скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных
рассказах.
Главная задача этапа
автоматизации звуков – постепенно,
последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и
в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в
том случае, если хорошо усвоен предыдущий.
Проведение занятий дома
Материал, который
изучается на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных
упражнений. Все упражнения должны быть отработаны с ребенком дома под родительским контролем.
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее
исправленный звук закрепится в
речи. Упражнения должны быть ежедневными. Задача логопеда –
поставить звук,
автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет
недостаточно, то заметных улучшений может и не быть. Работу по автоматизации
исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних тетрадях:
• тетради забираются домой, и возвращаются в дни занятий;
• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься
несколько раз по 10 - 15 мин. ;
• задания на развитие
мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются
только карандашами;
• весь речевой
материал должен быть отработан, т. е. родители должны
добиваться правильного и четкого произношения ребенком речевого материала.
• Важно! Ежедневно
закреплять поставленный звук и следить за правильным
произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);
• артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком,
сидя перед зеркалом;
• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до
конца.
Таким образом, исправление речи - длительный процесс, требующий
систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте
только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи -
это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Помните, что только
совместная работа родителей,
ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего Вам хорошего!