Информация по суицидальному поведению детей и подростков

01.09.2022

Информация для доведения на родительских собраниях в образовательных организациях 

 

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет. 

Одной из причин выбора такого способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких - вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

 Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни  

Выделяют 4 причины суицидального поведения подростков: 

-изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется); 

-беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя), 

-безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); 

-чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя). 

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие. 

Поведение, которое может указывать о суицидальных намерениях: 

-недостаток сна или повышенная сонливость;  

-нарушение аппетита; 

-признаки беспокойства, вспышки раздражительности; 

-усиление чувства тревоги, печальное настроение; 

-признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии; 

-неряшливый внешний вид; 

-усиление жалоб на физическое недомогание; 

-склонность к быстрой перемене настроения; 

отдаление от семьи и друзей; 

-излишний риск в поступках;  

-выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, - разговоры о собственных похоронах; 

-открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен". 

Что делать, если Вы заметили вышеперечисленные признаки? Прежде всего, необходимо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. 

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется: 

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу; 

  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; 
    не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания; 

  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным; 

  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; 

  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы; 

  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей, 

  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь, 

  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги, 
    внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии, не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. 

 

ОПДН УМВД России по г. Екатеринбургу 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти