Солдатова Дарья Владимировна

09.01.2024

Консультация «Необходимость выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания»

12.04.2024

Рисунок1.jpg

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедом, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо и правильно выработанному речевому дыханию.

         У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) и речевое дыхание развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы артикуляционного аппарата и плавное речевое дыхание, участвующие в речевом акте.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Цель упражнений для речевого дыхательных - укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей, развитие и совершенствование диафрагмального дыхания.

Рекомендации по проведению дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики:

1.     Проводить артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

2.     Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3.     Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.     Артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина и он может сделать большой забор воздуха, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики и упражнений для речевого дыхания дома:

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

1.     Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.     Покажите правильное выполнение упражнения.

3.     Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

4.     Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

1.     «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы.

2.     «Лопатка»: приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

3.     «Чашечка»: приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

4.     «Лошадка»: открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

5.     «Грибок»: широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

6.     «Красим верхний заборчик»: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» верхние зубы «кисточкой» — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

7.     «Красим потолок»: открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом

Консультация «Чем полезна логоритмика для дошкольников»

11.03.2024Хочу такой сайт

Рисунок1.jpg

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат.

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Логоритмика в первую очередь полезна детям:

1.     с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

2.     с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

3.     с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

4.     с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

5.     часто болеющим и ослабленным;

6.     находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1.     Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2.     Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3.     Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4.     Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5.     Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика», для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6.     Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7.     Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».