02.09.2024
01.09.2023
Наркотики, алкоголь,
табак и дети.
Эти слова, само
сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом.
К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед
натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков, алкоголя, никотина год от года растет. Среди них – не только
дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешние благополучные
подростки, не вызывающие особых тревог у педагогов и родителей. Психоактивные
вещества становятся привычными среди молодежи, плащ черного дурмана может
накрыть любого ребенка – большого или маленького, мальчика или девочку.
Тут же возникает вопрос: а когда нужно
начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш
ответ покажется неожиданным для многих взрослых, но мы твердо убеждены –
формировать «иммунитет» против ПАВ следует с раннего возраста.
На данный момент доказано,
что наиболее эффективной в этом плане является первичная
личностно-ориентированная профилактика вредных привычек, грозящих большой бедой
и ребенку, и его окружении.
Организация образовательного процесса на
личностно-ориентированной основе, требует от взрослых создание условий обеспечивающих гармоничное развитие личности и здорового ребенка. Вопрос
охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового
образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности педагогического
коллектива МАДОУ -детского сада №366.
Основные задачи
здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на
основе комплексного и системного использования доступных для детского сада
средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем
воздухе.
2. Обеспечение активной
позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное
партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их
здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая
деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах:
Медико-профилактическая
Медико-профилактическая
деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими
требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой
деятельности:
- организация
мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского
здоровья; он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство
ребенка с наркотиками.
- организация и
контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация
профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма
(например: иммунизация, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание
горла противовоспалительными травами, профилактика простудных заболеваний с
использованием природных адаптогенов, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля
и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов –
СанПиН;
- организация
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная
Физкультурно-оздоровительная
деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности
- развитие физических
качеств;
- контроль двигательной
активности и становление физической культуры дошкольников,
- воспитание привычки
повседневной физической активности;
- оздоровление
средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по
физической культуре, а также педагогами - в виде различных гимнастик,
физкультминуток, динамических пауз и пр.;
Информационно-просветительская.
Информационно-просветительская
деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Задача
информационно-просветительской деятельности – разъяснять и информировать
родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать
у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей,
мотивировать на здоровый образ жизни.
Для родителей
проводятся консультации «Ребенок в алкогольной семье», «Если Ваш ребенок начал
курить», семинары- практикумы «Здоровье ребенка в ваших руках», памятки об
укреплении и сохранении здоровья.
Коррекционная
Эта деятельность
направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического и
психического развития детей специалистами детского сада.
Спортивно-досуговая
Эта деятельность
направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях,
посещение детьми спортивных кружков в свободное время и воспитание потребности
в движении и активном образе жизни. Ежемесячно согласно годового плана в ДОУ
организуются тематические физкультурные досуги «Здоровье дарит Айболит», «Мама,
папа и я спортивная семья», праздники «Мы за здоровый образ жизни», «Осень в
гости к нам пришла – витамины принесла», досуги «Как Черные Братья хотели мир
завоевать» и др. Систематически
организуются «Недели Здоровья», «Дни здоровья».
Социально-психологическая
Задача этой
деятельности – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального
благополучия дошкольника.
Ежегодно проводится
социальный мониторинг который позволяет отслеживать изменения в окружающей
ребенка социальной среде. Реализацией социально-психологической деятельности в
ДОУ занимаются прежде всего педагог-психолог посредством специально
организованных занятий, а также - воспитатели и специалисты в текущем
образовательном процессе.
Безопасность и защита
прав ребенка
Одной из основных задач
в работе с дошкольниками является обучение правилам личной безопасности,
привитие навыков правильных действий в случае ЧС. Основной целью является
воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной
безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Оптимальными методами
реализации программы в ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются
также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к
сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых
ситуаций.
Предметно - развивающая
среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные
игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном
уголке, наглядную информацию для родителей, тематические фотовыставки «Мои замечательные родители», «Мы за здоровый
образ жизни», «Папа, мама и я - спортивная семья», выставки детского творчества
«Моя Мама!», «Здоровье в наших руках», «Наше счастливое детство» и т.д.
В ДОУ оформляются стенды для
детей и родителей: «Правила безопасности», «Правовое образование в ДОУ», «Как
избежать неприятностей».
Со всеми
сотрудниками ДОУ согласно графика
проводятся инструктажи по
охране жизни и здоровья дошкольников, проводится контроль по выполнению
инструкций.
В течении учебного года коллектив детского сада рассматривает вопросы
по проблеме защиты прав и достоинств маленького ребенка, данный вид деятельности становится системным.
Образовательная
здоровьесберегающая деятельность
Этот вид деятельности
предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья,
дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к
здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
В осуществлении
Образовательной здоровьесберегающей деятельности задействованы практически все
сотрудники детского сада.
В учреждении проводится
систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей, деятельность педагогов,
родителей и медицинских работников
взаимосвязана и скоординирована.
Педагогический
коллектив в своей работе придерживается следующих основных направлений:
- оценка здоровья
ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния;
- создание условий для
двигательной активности, эмоционального, интеллектуального,
социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной помощи по
укреплению здоровья детей;
- помощь,
педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям детского сада;
- обеспечение
двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее специфики и
возраста;
- создание
целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
- организация совместно
с медицинским персоналом профилактических и оздоровительных мероприятий;
- воспитание у
дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание у
дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического
стиля общения взрослых с детьми, формирующего адекватную самооценку детей. Используются образовательные технологии,
направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек
саморегуляции.
Просвещение дошкольников в образовательной деятельности осуществляется
педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым,
патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только
хорошего знания детьми особенностей действия психоактивных веществ на организм,
нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой
информацией в жизни.
Дети дошкольного возраста мало
информированы о психоактивных веществах.
Ранняя профилактика
наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать
вопросы предупреждения любых его проявлений.
В своей работе мы
используем методическое пособие по профилактике детского наркотизма «Долго ли
до беды?» А.Г.Макеева, И.А.Лысенко, Линка-пресс Москва 2000 г., «Кто будет
играть в интересную игру?» (групповые формы работы с детьми) Н.А.Сабировой,
Э.Г.Бабаевой, ЗАО «Новое издание», , «Две недели в лагере здоровья» (рабочая
тетрадь) М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, М.:Олма-пресс, 2006. В данных пособиях основную роль в системе
образования дошкольников занимают
информационно-дидактический материалы о вреде психоактивных веществ на организм
человека, как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении
возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме метафорического
тренинга с привлечением материалов из сказок, дидактические игры и упражнения
по валеологии.
Таким образом, осуществляется
информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне
ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется
ассоциативно-негативная карта наркотизации.
Содержание предлагаемого курса для
дошкольников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения
общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо
здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?», «Как
вырастить привычку», «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» и др.
Занятия учитывают возрастные особенности
детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы
группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей
распознать», «Прогулка по парку» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу
настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто
высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у детей адекватные
антинаркотические установки с расширением возможностей социальной
адаптации.
Ожидаемые результаты
• Подготовка
дошкольников к самореализации в обществе
в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на
социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.
• Стабилизация,
снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости
от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов
риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей.
• Формирование навыков
здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у дошкольников.
• Развитие системного
подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.