09.01.2024
19.04.2024
Главная педагогическая
ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде
всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того,
именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка,
отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать
процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать
прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития
творческого потенциала.
Больше всего на свете
дети любят играть. А детская мультипликация - и есть, прежде всего, игра, в
которой ребенок может придумать и оживить своих героев, наделить их
определенными качествами, проиграть разные жизненные и сказочные ситуации. Это,
в свою очередь, способствует эмоциональному развитию ребенка, поскольку учит
осознавать свои эмоции, распознать эмоции других, передавать их с помощью
героев, их реплик.
Мультипликация заключает
в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая
теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный
продукт самостоятельного творческого труда детей.
Разные виды
изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и
декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А
сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные,
актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать
изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь
различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети
нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят,
мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для
развития творчества.
Работа над мультфильмом
стимулирует детей придумывать сюжеты для сценариев, создавать декорации и
персонажей, озвучивать роли.
Создавая героев
мультипликационного фильма и декорации ребята, изучают свойства и технические
возможности художественных материалов.
Создание анимационных
фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий
потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает
творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего
мира.
Мультипликация – это
групповой творческий процесс.
В процессе создания
мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в
соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить.
Работа над созданием
мультфильма позволяет использовать интеграцию разнообразных видов деятельности
детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую,
познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной
литературы.
К вопросу о том, в каком
возрасте надо начинать формировать технические способности, можно сказать, что
основа закладывается еще в младшем дошкольном возрасте, когда мы развиваем
мелкую моторику, знакомим детей с сенсорными эталонами, развиваем восприятие.
Особенно интересным методом может стать решение открытых задач. Наша жизнь -
сплошная открытая задача. И в процессе создания мультфильмов этих задач
множество. Например, как закрепить фотоаппарат так, чтобы он не двигался, если
нет возможности приобрести штатив. К процессу решения этой задачи можно
подключить детей и пробовать вместе с ними все варианты, которые они могут
предложить: закрепить пластилином, обложить кубиками, использовать подставку и
т.д.
Цель: вызвать у детей
потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в
создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством
развития).
Задачи:
1. Образовательные:
− познакомить с историей
возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с
технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать
художественные навыки и умения;
− поощрять речевую
активность детей, обогащать словарный запас.
2.Развивающие:
− развивать творческое
мышление и воображение;
− способствовать
проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной
со сверстниками и взрослыми деятельности.
3.Воспитательные:
− воспитывать чувство
коллективизма;
− поддерживать стремление
детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное
отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение
доводить начатое дело до конца.
В ходе работы
предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и
его сотрудничества, и сотворчества со сверстниками и взрослыми.
Индивидуальная форма
работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы
детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на
основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга,
учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует
более быстрому и качественному выполнению задания.
Групповая работа
позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими
материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы
является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп.
Формы подведения итогов:
Выпуск дисков с
мультфильмами, созданных дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в
детском саду и дома.
Ожидаемый результат:
- дети видят идею,
передаваемую мультфильмом;
- раскрепощение мышления;
- развитие творческого
потенциала;
-формирование умения
наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои
впечатления в творческих работах;
- создавать мультфильмы в
предложенных педагогом техниках;
- осуществлять контроль:
находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
- совершенствование
навыков общения.
Процесс создания
мультфильма в стенах дошкольного учреждения (последовательность действий)
1. Подбор материала для
сценария. Можно взять авторское произведение.
2. Изготовление фонов и
персонажей.
3. Съемка анимационного
фильма.
4. Звуковое оформление,
или «озвучивание». Здесь дети проявляют свои актерские способности:
выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам
для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
5. Монтаж фильма. В
работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые
фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые
записи в программе и монтировать фильм.
Примерный план работы с
детьми:
1. Вводное занятие:
«Путешествие в мир мультипликации»
2. Рассказ о профессиях в
мультипликации.
3. Элементарное
знакомство с процессом съемки.
4. Просмотр мультфильмов,
сделанных в разных техниках.
5. Для чего нужны
декорации?
6. Как герои двигаются?
7. Выбор сюжета и
создание мультфильма.
8. Просмотр получившегося
мультфильма
17.04.2024
При
поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – это
сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
1)
физиологическом – ребёнок начинает часто болеть;
2)
психологическом – ребёнок может капризничать, плохо есть и спать, он
может быть агрессивным или подавленным, много плакать;
3) социальном
– ребёнок «теряется» в окружающем мире, становится менее самостоятельным.
Для всех семей
острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность:
1) лёгкая –
около месяца требуется ребёнку, чтобы приспособиться к новым условиям;
2) средняя –
ребёнок приспосабливается за два месяца;
3) тяжёлая –
ребёнок приспосабливается за три месяца;
4) очень
тяжёлая – около полугода и более .
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это,
прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует
на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,
капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы
охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько
каждый
готов пережить адаптацию,
зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий
дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка
к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность
их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился
детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду
вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и
профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста
очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным
образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле
этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных
рядом;
• длительный контакт со
сверстниками;
• необходимость слушаться
и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение
персонального внимания именно к нему;
• особенности нового
пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ
сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими
изменениями.
Адаптирующегося ребенка
отличает:
• преобладание
отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в
контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков
самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение
аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в
двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо
возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и
многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего
ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с
серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери
на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку
человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем
ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о
себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают
эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как
правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в
песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся
вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к
привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение
пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и
пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и
выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и
друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот
пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит
такое...).
И вот малыш в детском
саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя
отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство
жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса
ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон,
туалет);
• повышенное внимание к
педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает
много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком
дня).
Педагог
Набирая новую группу,
каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс
никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка,
но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с
которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе
понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие
участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного
процесса.
Воспитатель знает, что
теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к
условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и
его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап
работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога
отличает:
• чувство внутреннего
напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической
утомляемости;
• повышенная
эмоциональность.
Сколько
это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени
адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6
месяцев).
По статистике,
большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент,
когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются
регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем
расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее
взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует
режимным моментам;
• малыш ориентируется в
пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает
забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые
достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и
нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома,
а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в
детском саду, так и дома;
• восстанавливается
аппетит.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям
жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является
новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и
ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что
каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни
привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не
могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие
факторы:
1.
Возраст;
2.
Состояние
здоровья;
3.
Уровень
развития навыков самообслуживания;
4.
Умение
общаться со взрослыми и сверстниками;
5.
Сформированность
предметной и игровой деятельности;
6.
Приближенность
домашнего режима к режиму детского сада;
С какими трудностями приходится
сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает
потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом
возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для
подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и
сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том
же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми
и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.
Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко
боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится
более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс
истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям.
Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный
ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к
матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он
впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к
самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на
место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать
некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на
горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то
привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке
взрослого не будет удовлетворена полностью.
И
последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки:
сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от
вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка
пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
·
Тревога,
связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в
любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство,
встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
·
Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и
правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине,
а в домашних условиях она не была так важна.
·
Психологическая
неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с
индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда
ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
·
Отсутствие
навыков самообслуживания.
Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту
поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно
садиться на стул;
- самостоятельно
пить из чашки;
- пользоваться
ложкой;
- активно
участвовать в одевании, умывании.
·
Избыток
впечатлений. В ДОУ малыш
испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
·
Неумение
занять себя игрушкой.
·
Наличие
у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда
родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
·
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет
право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать»,
тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово.
Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
·
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в
детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни
безопасным.
·
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это
может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают
плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
·
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро,
если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный
день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый
день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы
уменьшить стресс ребенка.
·
необходимо
заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи),
соответствующий режиму ДОУ.
·
в
первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время
пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая
желание малыша, можно оставлять на целый день.
·
каждый
день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил
впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных
моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны
сформировать позитивное отношение к ДОУ.
·
Желательно
укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить
о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик,
вместе решить, какую одежду он наденет утром.
·
В
выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды
деятельности.
·
Желательно
дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в
детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много
интересного его ждет там.
Отдавая
ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
·
в
первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка
на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он
охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние
дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может
пройти сама собой.
·
частой
ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход
из ситуации.
·
ребенок
может привыкать к садику 2-3 месяца.
·
сами
родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно
относится к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
·
как
можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама
показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
·
когда
ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за
день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно,
потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это
также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать
ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Как помочь ребенку снять
эмоциональное
и мышечное напряжение?
В период адаптации к
детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение
переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не
способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь
снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям
хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде:
наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ.
Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет»
с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу –
они должны быть нешумными, спокойными.
Можно пускать мыльные
пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают
и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить
их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики
красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает
водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует
умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш
как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет
время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность
поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло
что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить
с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило
на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор
из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение
и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать
для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого
мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время
и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно
сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку,
диск с записями шума моря или звуков дождя, почитать
сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие
бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет
вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать,
что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь
часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью,
и стресс отступит!
01.12.2021
Консультация для
родителей
«Организация детского
экспериментирования
в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих
видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и
освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка
– ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного
почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и
рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее,
цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет
знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень
скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным
существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская
деятельность детей может стать одними из условий развития детской
любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В
детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.
Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные
проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития
детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках
имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань,
специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок,
вода), карты, схемы и т.п. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и
дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и
конечно, некоторые научные знания.
ДЕЛАЕМ
ТВОРОГ
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами
делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый
кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а
поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев
марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его
сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят
этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их
собственным участием.
ДОМАШНИЕ
ЛЕДЕНЦЫ
Кулинария — увлекательное занятие. Сейчас сделаем
домашние леденцы. Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой
растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите
соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце
маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия).
Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с
макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения. Когда вода из
стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие
кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы.
Пусть ваш малыш попробует леденец. Вкусно? Эти же леденцы будут гораздо
вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся
леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и другие, какие он
захочет.
«ЖАРЕНЫЙ»
САХАР»
Возьмите два
кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал
влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут
над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как
только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на
блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус.
Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику!
Как научить ребенка
пересказывать текст.
Часто вопросом, как
научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в
школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании
услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении,
что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6
лет.
Организуя специальные
игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка
пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания,
мышления, воображения и связной
речи.
Для того чтобы
пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок
должен уметь:
1. внимательно прослушать текст;
2. понять его смысл;
3. запомнить последовательность
событий в сюжете произведения;
4. запомнить авторские или народные
обороты речи;
5. осмысленно рассказать услышанный
текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.
Чтобы ребенок успешно
освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в
игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.
Произведения для пересказа
Ребенку сложно будет
пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому
тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной
последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и
поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный
характер, несет некий моральный опыт малышу.
До 6 лет нежелательно использовать
описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для
пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.
Подходящими под эти
требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого,
Ушинского и др.
Виды пересказов
По своему виду пересказ
может быть:
·
Близко передающий смысл текста. Включает
обороты речи, характерные для произведения.
·
Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку
необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие
подробности.
·
С творческим дополнением — когда ребенку
предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или
вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
·
С частичной перестановкой текста.
Первый вариант является
основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться,
ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям
помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества
у ребенка.
С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.
На что стоит обращать
внимание, когда ребенок пересказывает текст?
Самое главное требование
– это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не
повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям
относятся:
·
последовательность изложения;
·
отсутствие значительных пропусков, которые
искажают сюжет;
·
использование характерных речевых
оборотов;
·
плавность речи;
·
соответствие эмоционального сопровождения
сюжету произведения.
Конечно же, это некий
идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый
сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это
нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и
речь малыша станет связной и насыщенной.
Первое, с чем
сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это
бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные
и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим
обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными
оборотами, сравнениями и фразеологизмами.
На первых порах, пока у
вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете
пользоваться следующей:
1. Вначале необходимо заинтересовать
ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и
обсудить картинку с его участием;
2. Далее предлагаем ребенку послушать
и читаем произведение;
3. Задаем вопросы по произведению.
Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем),
на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и
обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских
оборотов в тексте;
4. Предупреждаете ребенка, что после
прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
5. Ребенок пересказывает. Если у него
возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая
наводящие вопросы;
6. Хвалим ребенка и предлагаем
творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр)
Пересказ в 5-6 лет
При успешном овладении
навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для
ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.
Более сложным заданием
будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное
от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.
Для этого после
первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на
главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается
кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно,
о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас
останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название
главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4
до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь
попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не
вдаваясь в подробности.
В этом возрасте
используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что?
какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку
понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.