20.03.2019
Педагог-психолог
Таланова Е.В.
Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
Внимание к вопросам здоровья в
последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие
здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех
усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и
укрепление здоровья детей.
Задача педагогов - полноценно
подготовить ребёнка к
самостоятельной жизни, создав все
предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это
недостижимо.
Психологическая безопасность
образовательного процесса – это состояние защищенности ребёнка от угроз его
достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и адекватному самоотношению.
Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного
развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье, в свою
очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и
отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать
собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и
нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и
социальных навыков, развивать свои способности и строить образ Я.
Поскольку психологическое здоровье -
условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни,
очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его
формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта
модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье
становится обязательным целевым ориентиром в работе
каждого образовательного учреждения,
в том числе и нашего, показателем
достижения ими современного качества образования.
Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех
немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех
заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как
интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное
образование со стороны государства, общества и индивида. Это означает, что современное учреждение
образования должно всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей
учат и воспитывают, но и пространством их полноценного взросления, питательной
средой становления успешных, счастливых и здоровых детей.
Это возможно только в атмосфере
душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном
учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и
ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно
быть территорией безусловной психологической безопасности.
Проблема ухудшения здоровья детей,
как физического, так и
психологического, стоит на повестке
дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей
нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это
касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется
здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что
сохраняется потом на всю жизнь.
Можно выделить три основных этапа
(которые проходит ребёнок
за время своего пребывания в детском
саду), влияющих на его
психологическое здоровье, и упущение которых нами, взрослыми,
ведёт к развитию различных негативных
проблем у ребёнка:
·
адаптация
ребёнка к дошкольному образовательному учреждению,
·
эмоционально-личностное развитие (как основа
понимания внутреннего мира маленького
человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и
развития);
·
подготовка
к школе и профилактика школьной
дезадаптации.
Поэтому в детском саду мы внедряем целенаправленную
систему работы по
сохранению и укреплению физического и психологического здоровья дошкольников
с момента поступления ребёнка в МАДОУ и заканчивая его выпуском в первый
класс.
Основная цель психологической службы и ДОУ в целом — это помощь
воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей,
склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического
положения семьи. Цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой
личности
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических, личностных и
интеллектуальных, качеств, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, расширение кругозора
детей, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также
принадлежности к мировому сообществу, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми, формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности, формирования основ экологического сознания – в реализации
нами этих целей и задач соблюдается
принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для
работы в разных возрастных группах с большим
или меньшим наполнением и соответствующие возрастным особенностям детей.
Основные методы коррекционных воздействий
педагога-психолога в работе с детьми с целью сохранения психологического здоровья
и при необходимости проведения коррекционных мероприятий:
—игровая терапия (подвижные, игры с водой, сюжетно-ролевые);
—сказкотерапия (проигрывание
психотерапевтических сказок, составление историй совместно
с ребенком);
—психогимнастика;
—куклотерапия (с проигрыванием истории,
сюжет которой является травмирующим для ребенка);
—арттерапия (работа с красками, глиной,
пастелью, тестом, музыкой);
—релаксационные упражнения;
—игры для развития психомоторики.
Оказывается индивидуальная педагогическая
помощь родителям, используются различные
средства обучения родителей основам грамотного воспитания и различные
средства информации родителей (ИКТ технологии, сайт МАДОУ)в результате
повышается педагогическая грамотность родителей, и изменяется их отношение к
собственным детям, формированию
здорового образа жизни и работе всего дошкольного учреждения.
Проводилась
работа по подбору, разработке и
апробации различных форм взаимодействия
с семьей. Выделили две группы задач: психолого-педагогическое
просвещение - консультации, родительские собрания, круглые столы в которых
использовались информационно-коммуникационные технологии. В детском саду
работает Родительская школа. Цель-просвещение родителей, осуществление преемственности
детского сада и семьи. Вторая- научить родителей организации мероприятий по
формированию здорового образа жизни внутри семьи. Приобщение всех членов семьи
к этому процессу. Забота и о сохранении психологического здоровья детей. Проводятся
совместные мастер-классы, народные и спортивные праздники.
В результате всех проводимых
мероприятий в МАДОУ дети 6-7 лет обладают такими качествами в соответствии с
портретом выпускника как:
Здоровый – обладающий хорошим здоровьем.
Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества
(ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
Коммуникативный – умеющий свободно общатся со взрослыми и сверстниками,
способный выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических
средств.
Сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные проблемы
(задачи), адекватные возрасту.
Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.
Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах, совместных действиях,
деятельности с другими детьми и взрослыми.
Жизнерадостный
– не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное.
Инициативный –
не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или
организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в
совершении поступков, в деятельности.
Активный – принимающий живое, заинтересованное
участие в образовательном процессе.
Самостоятельный
– способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи,
находящий способы и средства реализации
собственного замысла.
Волевой (адекватно возрасту)- способный к волевой, произвольной регуляции поведения,
преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову,
обещанию, общепринятым нормам.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному,
интеллектуальному, социальному развитию воспитанников за счет дополнения
современных методов обучения и воспитания эффективными
психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего
образовательного пространства, обеспечение психологической безопасности
соответствует новым требованиями к системе образования и тесно связано с
такими категориями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.05.2019
Дата обновления: 29.05.2019
Дата публикации: 20.03.2019